Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Регистрация иностранных инвестиций в Украине: проблемы и их возможные решения

Одной из приоритетных целей для Украины является улучшение инвестиционного климата. В связи с этим предпринимается ряд законодательных изменений в различных сферах. К сожалению, последняя волна законодательных реформ еще не коснулась инвестиционного законодательства. В связи с этим порядок регистрации инвестиций на территории Украины продолжает быть предметом дискуссий.

На сегодняшний день порядок регистрации иностранных инвестиций на территории Украины регулирует ряд законов и подзаконных актов. В частности, речь идет о Хозяйственном кодексе Украины, Законе Украины "О режиме иностранного инвестирования" от 19.03.96 г. № 93/96-ВР, Законе Украины "Об инвестиционной деятельности" от 18.09.91 г. № 1560-XII. Данными законами определяются виды иностранных инвестиций, порядок защиты инвестиций, а также порядок регистрации иностранной инвестиции.

Именно на процедуре регистрации инвестиции стоит остановить внимание для совершения детального анализа.

В украинском законодательстве нет нормы, содержащей обязанность инвестора регистрировать инвестицию. В то же время статья 395 Хозяйственного кодекса Украины предусматривает, что в отношении незарегистрированной инвестиции не применяются гарантии и способы защиты, предусмотренные законодательством Украины. Вполне естественно, что иностранный инвестор будет пытаться минимизировать риски, связанные с его инвестиционной деятельностью, и предпочтет осуществить регистрацию. В связи с этим возникает вопрос, как зарегистрировать такую инвестицию в Украине.

Процедура регистрации иностранных инвестиций предусмотрена Порядком государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 06.03.2013 г. № 139 (далее – Порядок). В частности, данным нормативным актом установлено, что регистрация инвестиции совершается в течение 7 дней с момента подачи документов в областные государственные администрации (далее – органы регистрации).

Список документов, которые необходимо подать для регистрации инвестиции, включает: (а) информационное уведомление в соответствии с приложением 1 Порядка с отметкой территориального органа Государственной фискальной службы Украины; (б) документы, подтверждающие форму совершения иностранной инвестиции; (в) документы, подтверждающие стоимость иностранной инвестиции.

По сути, данный список документов является довольно абстрактным, поэтому стоит быть готовым к тому, что он будет варьироваться в зависимости от вида совершенной инвестиции. Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость получить отметку территориального органа Государственной фискальной службы Украины.

Фактически получение такой отметки является самостоятельным этапом регистрации иностранной инвестиции. Причем данный этап создает сложности для инвестора, поскольку Государственная фискальная служба Украины не понимает форм и не признает многих способов осуществления инвестиций.

Порядок проставления такой отметки регулируется приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.06.2005 г. № 238 (далее – Приказ).

Данным Приказом предусмотрено, что для получения отметки на информационном уведомлении необходимо подать: (а) заявление в налоговый орган по месту совершения инвестиции; (б) 3 экземпляра заполненных информационных уведомлений; (в) документы, подтверждающие фактическое осуществление инвестиции. Такое заявление рассматривается в течение 15 календарных дней, после чего орган налоговой может проставить отметку или отказать в ее проставлении.

Как показывает практика, существует высокая вероятность отказа фискальной службы в проставлении такой отметки в случае осуществления инвестиции в любой другой форме, кроме денежной. Это связано с тем, что у фискальной службы может быть своя позиция касательно определения "инвестиции" и способа ее осуществления.

В результате этого субъекты инвестиционной деятельности обжалуют действия фискальной службы, что привело к формированию судебной практики.

Исходя из практики, в большинстве случаев суды высших инстанций удовлетворяют иски инвесторов о незаконности отказа в проставлении отметки фискальной службой (см. определение Высшего административного суда Украины № К/9991/4067/12 от 17.12.2013 г.; постановление Высшего хозяйственного суда № 38/294-10 от 8.10.2011 г.).

Несмотря на позитивную судебную практику, очевидным минусом является то, что процедура регистрации инвестиции может длиться годами. Естественно, для инвесторов это создает дополнительные риски, что не добавляет Украине инвестиционной привлекательности.

Процедуру регистрации инвестиции в Украине также стоит пройти, поскольку это упростит рассмотрение инвестиционных споров в международном инвестиционном арбитраже. Регистрация инвестиции позволит избежать этапа проверки соответствия инвестиции определению "инвестиции" в двустороннем инвестиционном договоре о защите инвестиций (далее – ДЗИ). Наличие регистрации также упразднит часто используемый аргумент представителей Украины, что отсутствие регистрации инвестиции является основанием признать отсутствие юрисдикции международного инвестиционного арбитража.

Несмотря на то, что данный аргумент не является сильным, арбитражу может потребоваться дополнительное применения "теста" на наличие инвестиции (см. Tokios Tokele's v Ukraine, ICSID Case No ARB/02/18, Decision on Jurisdiction (29 April 2004) para 86; Inmaris Perestroika Sailing Maritime Services Gmbh and others v Ukraine, ICSID Case No ARB/08/8, Decision on Jurisdiction (8 March 2010) para 145).

Таким образом, способы защиты, предусмотренные ДЗИ, создают некую "подушку безопасности" для инвестора, независимо от регистрации его инвестиции. Но необходимо помнить, что наличие регистрации инвестиции сможет отсеять много вопросов на ранних этапах разрешения спора.

Подводя итоги, можно выделить следующие проблемные аспекты регистрации иностранных инвестиций. Основным аспектом является многоступенчатость процедуры регистрации, предусматривающая рассмотрение заявки о регистрации как фискальными органами, так и органами регистрации. Этот проблемный аспект создает вероятность, что регистрация инвестиции будет длиться не один год в связи с судебными тяжбами в результате отказа в регистрации инвестиции. Ситуацию можно было бы улучшить в результате упрощения процедуры регистрации. Наличие одноступенчатой процедуры, которая бы включала только органы регистрации, значительно бы упростило жизнь инвесторам. Для этого, возможно, понадобилось бы уточнить список документов, которые необходимо подать органам регистрации. Но даже если в силу бюрократических сложностей не удалось зарегистрировать инвестицию, стоит помнить о ДЗИ. Этот инструмент позволит защитить инвестицию независимо от наличия ее регистрации.

Анастасия Воронова

юрист, ЮФ "Авеллум Партнерс"

"ЮРИСТ&ЗАКОН"

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО