Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Как избежать "налогового хаоса" в глобализованном цифровом 21-м веке

Учитывая глобализацию экономических отношений между странами, а также стремительное развитие бизнеса в сфере информационных технологий, где часто границы бизнеса в разных странах уже почти стерты, вся система международного налогообложения требует радикальных изменений.

В своей статье для сайта Международной Федерации Бухгалтеров ее исполнительный директор Рассел Гатри пишет о перспективах развития системы международного налогообложения, а также проблемах и задачах, которые стоят перед международными организациями на ближайшее время. В частности, учитывая глобализацию экономических отношений между странами, а также стремительное развитие бизнеса в сфере информационных технологий, где часто границы бизнеса в разных странах уже почти стерты,  вся система международного налогообложения требует радикальных изменений. Ведь многие нормы попросту не работают или могут трактоваться по-разному, в зависимости от целей и задач налогоплательщика. В свою очередь, это приводит к тому, что многие компании либо уменьшают базу налогообложения, либо переносят прибыль в более привлекательные налоговые юрисдикции. Правомерность таких действий при этом неоднозначна и вызывает много вопросов, но и оспаривать ее налоговым органам становится все труднее.

Согласно Плану по работе по вопросам уменьшения базы налогообложения и перемещения прибыли, предложенному Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР, англ. OECD) еще в 2013 году, ОЭСР планирует разработать ряд мер, которые внесут ясность в этом вопросе. И даже сделают невозможной распространенную практику компаний по уменьшению базы налогообложения или перемещению прибыли в более привлекательные с точки зрения налогов страны.

В ответ некоторые страны с целью компенсации налоговых потерь от таких действий компаний в одностороннем порядке, без согласования с международным сообществом, вводят совершенно новые налоги или повышают ставки налогообложения определенных видов прибыли. А это, как считают эксперты, может привести к "глобальному налоговому хаосу".

Так, Директор ОЭСР Паскаль Сэнт-Аманс высказал тревогу касательно так называемого Google налога, введенного в Великобритании (англ. Google tax). Этот налог в размере 25 % применяется к прибыли, полученной за рубежом, в то время как обычная ставка налога на прибыль в стране составляет 20 %. Он высказал мнение, что введение новых, дополнительных налогов в одностороннем порядке ослабляет всю международную систему налогообложения.

Для решения этих вопросов в своем вышеуказанном Плане ОЭСР взяла на себя обязательства к концу 2015 года разработать ряд мер по решению этой проблемы. И насколько мы понимаем, они почти у цели.

Этот План даст возможность решить множество вопросов, в частности, как привести в соответствие и сбалансировать правила налогообложения в условиях глобализации экономики и активного развития диджитал индустрии. На данный момент уже проведена огромная работа по анализу более 3000 двухсторонних международных договоров. Основная работа, конечно же, проводиться на политическом уровне. И от того, насколько успешной будет эта работа, зависит дальнейшее эффективное сотрудничество между странами.

Однако, стоит отметить, что многие страны не предпринимают никаких практических шагов в отношении контроля за соблюдением компаниями норм международного налогообложения. И в случаях уменьшения поступлений в государственные бюджеты идут по самому простому пути, а именно вводят дополнительные налоги в одностороннем порядке. И если все оставить как есть, международная система налогообложения станет запутанней, сложнее и практика "спорной" оптимизации будет только набирать обороты.

На данный момент многие концепции в системе международного налогообложения устарели, их сложно применять на практике, многие вызывают сложности в трактовке и вводят как налогоплательщиков, так и налоговые органы в замешательство. Их необходимо менять, но подходить к этому нужно взвешенно и сбалансировано.

Стоит учитывать и тот факт, что во многих развитых странах происходит существенное уменьшение количества сотрудников налоговых органов. Председатель Федеральной налоговой службы США Джон Коскинен сообщил, что в ближайшее время основным подходом в работе его службы будет – "с меньшими ресурсами и с меньшим объемом". В Австралии совсем недавно сократили более 3000 сотрудников налоговых органов по всей стране. И эта тенденция, скорее всего, сохранится на ближайшие годы.

Такая практика не удивительна на фоне всеобщего осознания того, что слишком сложная и бюрократическая система государственных налоговых органов только осложняет процесс развития экономических отношений, не обеспечивая при этом существенных выгод как для государств, так и для налогоплательщиков.

С другой стороны, увеличение налогового бремени и ликвидация налоговых преференций только усложнит развитие мировой экономики. К этому выводу пришли участники недавней конференции ООН по торговле и развитию. ОЭСР совместно с Мировым Банком, МВФ и ООН, а также группой представителей G20 работают над проектом Эффективных налоговых мер для развития инвестирования (Options for Low Income Countries’ Effective and Efficient Use of Tax Incentives for Investment).

Вопрос простоты и адекватности системы международной системы налогообложения касается не только финансовой стороны развития бизнеса. Это вопрос углубления глобализации и расширения информатизации всего мира.  Начиная с 1970 года мы наблюдаем колоссальное изменение взаимосвязей в мировом сообществе, мы видим, как стираются границы государств и экономик. Главными проводниками этих изменений, конечно же, являются такие компании, как Google, Facebook, Amazon, а также другие IT-гиганты. И многие страны задумываются о введении так называемого "диджитал налога" специально для таких компаний. Но ОЭСР не видит существенных выгод в выделении IT-компаний в отдельную группу, к которой можно применить особые, более жесткие налоговые правила.

Работа над изменениями международных налоговых правил не должна ограничиваться только сотрудниками таких организаций, как ОЭСР. К процессу обсуждения изменений норм международного налогообложения необходимо привлекать как можно больше специалистов из разных областей: бухгалтеров, аудиторов, юристов, программистов, собственников бизнеса, государственных деятелей, общественность. Ведь это более широкая проблема, чем кажется на первый взгляд, и она может коснуться каждого из нас.

Рассел Гатри, исполнительный директор IFAC

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО