Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Как отражать затраты на упаковку готовой продукции с точки зрения МСФО?

Предприятие изготавливает готовую продукцию (ГП). По условиям договоров поставки предприятие реализует покупателям один и тот же вид ГП в разной упаковке (по 50, 100 шт. и т. д.). Упаковочные материалы представляют собой: поддоны (невозвратная тара), картонные коробки, упаковочную пленку, клейкую ленту.

Согласно абз. 2 ст. 19 П(С)БУ № 16 "Расходы" "Расходы на сбыт включают следующие расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг): расходы упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции".

В МСБУ/МСФО прямого упоминания относительно отражения затрат на упаковочные материалы найти не можем. Косвенный вывод можно сделать о включении таких затрат в состав переменных накладных расходов. Кроме того, из § 38 МСБУ № 2 следует, что "Величина запасов, признанных в качестве расходов в течение периода, которую часто называют себестоимостью продаж, состоит из тех затрат, которые ранее включались в оценку уже проданных запасов, а также из нераспределенных производственных накладных расходов и сверхнормативной производственной себестоимости запасов. Специфика деятельности предприятия также может потребовать включения других сумм, таких как затраты на сбыт продукции".

Подскажите, пожалуйста, как следует отражать затраты на упаковку готовой продукции с точки зрения МСФО?

По общим правилам, готовая продукция – это продукция, процесс переработки которой завершен. В Инструкции по применению Плана счетов (приказ МФУ от 30.11.99 г. № 291) к готовой продукции относят продукцию, обработка которой закончена и которая прошла испытания, приемку, укомплектование в соответствии с условиями договоров с заказчиками и отвечает техническим условиям и стандартам. Иногда обязательным для признания готовности считают факт сдачи продукции на склад готовой продукции.

Бухгалтерский учет зависит от конкретных условий, специфики и характера технологии и процесса производства и определяется индивидуальными особенностями. Бывает, что изготовление одного продукта разными технологическими приемами требует разной системы группирования статей расходов себестоимости.

Согласно требованиям Концептуальных основ финансовой отчетности актив признается в балансе, когда есть вероятные поступления будущих экономических выгод к субъекту хозяйствования и актив имеет себестоимость или стоимость, которую можно достоверно измерить. Актив не признается в балансе, если были понесены затраты, по которым поступления могут быть маловероятными (п. 4.44, 4.45 Концептуальных основ). То есть МСФО не предполагает завышение стоимости активов.

Готовая продукция относится к запасам. Согласно п. 9 МСБУ 2 запасы оцениваются по одной из наименьших величин: себестоимость или чистая стоимость реализации (цена продажи за вычетом расходов на сбыт).

В соответствии с п. 10 МСБУ 2 в себестоимость запасов входят все расходы на приобретение, на переработку и прочие расходы, понесенные во время доставки запасов до настоящего местоположения и приведения их в соответствующее состояние. В состав прочих расходов согласно п. 15 МСБУ 2 может быть целесообразным включение непроизводственных накладных расходов (для конкретных клиентов) или, например, такие расходы, как расходы на созревание сыра или выдержку вина.

При этом согласно п. 16 МСБУ 2 не относятся в себестоимость запасов:

сверхнормативные потери материалов, затраты на оплату труда и другие сверхнормативные затраты на производство;

расходы на хранение, кроме тех расходов, которые обусловлены производственным процессом и являются необходимыми для следующего этапа производства (выдержка продукции до достижения определенной кондиции);

административные накладные расходы;

расходы на продажу.

МСБУ не детализирует расходы на продажу, как правило, это реклама, упаковка, транспортировка, расходы, связанные с персоналом отдела сбыта и пр.

Кроме того, на расходы периода относится любое частичное списание запасов до их чистой стоимости реализации (п. 34 МСБУ 2).

В себестоимость продаж (себестоимость реализованной продукции) в соответствии с п. 38 МСБУ 2 относятся производственная себестоимость, нераспределенные производственные накладные расходы и сверхнормативная производственная себестоимость запасов. Кроме того, обстоятельства субъекта хозяйствования могут также оправдать включение в себестоимость продаж других расходов, таких как расходы на сбыт.

Важно, чтобы на предприятии был разработан порядок учета расходов на упаковку в зависимости от того, что считается готовой продукцией и что принимается за единицу учета готовой продукции. Такой порядок должен быть обусловлен технологическими требованиям и условиями, что закрепляется в технологических картах и лежит в основе калькулирования готовой продукции.

При этом с учетом требований МСФО в отношении признания активов следует выяснить, может ли продукция быть проданной в конкретной упаковке или вообще без нее.

Если это, например, насыпное (наливное) состояние продукции, которая может быть реализована путем погрузки в вагоны или цистерны непосредственно из производственных подразделений, то единицей учета будет единица массы или объема такой продукции. Бывают случаи, когда такое подразделение, как склад готовой продукции, отсутствует, и продукция отгружается прямо из производства.

Если в производственных подразделениях установлено упаковочное оборудование и продукция упаковывается в первичную упаковку, например вода питьевая в бутылках 1, 2, 3 литра или другого объема, которые в свою очередь запаковываются в пленку для удобства в транспортировке по несколько бутылок, то единицей учета будет уже вода бутилированная, например 6 или 12 литров. Тогда затраты на производство бутылки, разлив, упаковку в пленку и соответствующие материальные и другие расходы, связанные с такой упаковкой, могут относиться в состав производственной себестоимости бутилированной воды.

А вот если при больших заказах для транспортировки используются поддоны или другие устройства (процесс погрузки может осуществляться как в производственном подразделении, так и на складе готовой продукции), то, по нашему мнению, это уже будут расходы на сбыт. Автору известны в том числе случаи, когда специфика продукции предполагала соответствующую обработку и подготовку железнодорожных вагонов (очистку, обтяжку пленкой, установку перегородок и т. п.), расходы на которые предприятием учитывались в составе расходов на сбыт.

В то же время, если продукция, прошедшая все стадии переработки (в себестоимость включены прямые расходы), поступает на склад готовой продукции (или просто признается готовой в соответствии с техническими условиями), затем готовится (упаковывается) в соответствии с условиями договоров с покупателями, то расходы на упаковку целесообразно учитывать в составе расходов на сбыт. Такой способ учета позволяет избежать завышения стоимости активов.

Таким образом, в соответствии с технологической спецификой в приказе об учетной политике предприятие может принять решение об учете затрат на упаковку готовой продукции как в составе себестоимости, так и в составе расходов на сбыт. При этом следует соблюдать принципы, изложенные в Концептуальных основах в отношении признания активов.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО