Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Бизнес не понимает ценности аудита, потому что плохие аудиторы о ней не говорят

Привлечь инвестиции – это первая причина, по которой собственник украинской компании принимает решение делать аудит финансовой отчетности. Не потому, что хочет поддержать свою компанию, обеспечить ее будущее, а потому что инвестор требует результаты аудита.

Собственнику нужно аудиторское заключение, в котором его бизнес выглядит сказочно, и аудитор, который говорит, что у вас не все в порядке, – враг, который хочет потопить бизнес. Собственник не видит ценности аудита для своего бизнеса, потому что он сам, инвестор и аудитор по-разному понимают эту услугу.

У бизнеса сформировалось извращенное понимание аудита

Аудиторы во многом сами виноваты в том, что украинский бизнес не понимает ценности этой услуги. Часто украинские аудиторские компании все свои сервисы объединяют под общим понятием аудита. Но большинство из их услуг являются лишь дополнительными инструментами контроля и понимания бизнеса (налоговые обзоры, консультирование и пр.).

Не понимая, что представляет собой качественный аудит, собственники считают эту процедуру "необходимым злом" для привлечения инвестиций. Чтобы выполнить требования инвестора, собственник соглашается на аудит и своей главной целью считает минимизацию расходов на получение аудиторского заключения. Минимизировать затраты он пытается за счет того, что обращается в непроверенную аудиторскую компанию, и в этом случае платит действительно только за бумажку, не получая никакой пользы взамен. При этом нет никакой гарантии, что инвестор "успокоится", получив результаты вашего первого аудита от неизвестного ему аудитора.

Аудитор часто молчит о том, как он может помочь, поскольку просто выдать заключение намного легче

Влюбленный в свой бизнес собственник не видит в нем никаких изъянов. Либо видит, но пытается скрыть, считая, что это "внутренняя кухня", не для чужих глаз. Инвестор же не влюблен в бизнес, который он покупает. Он оценивает вашу компанию критично, хочет знать в первую очередь ее слабые стороны, чтобы понимать, как с ними справиться. Компания без изъянов вызывает подозрение. Но собственник не хочет это признавать, и, заказывая аудит, он просто ждет аудиторское заключение, никак не взаимодействуя с аудитором.

Аудиторы, поняв за годы своей деятельности, что никому от них, кроме заключения, ничего не нужно, даже не пытаются дать клиенту больше.

Так и получается, что собственник не видит в аудиторе помощника, инвестор не доверяет информации, которую ему пытается донести собственник, а аудитор не выполняет свою функцию на должном уровне.

Аудиторы должны вспомнить свое предназначение

Заказчик вынуждает себя делать аудит, он заранее уверен, что человек, который не работает в его бизнесе, не может рассказать о нем ничего нового. Но недостатки как раз видны чужим глазам. Это первая ценность, которую должен осознать и которой должен ждать заказчик от аудитора – свежего и объективного взгляда на бизнес, что поможет сделать его лучше и сильнее.

Хороший аудитор формирует у собственника и менеджмента понимание того, что сторонний пользователь будет смотреть на их бизнес иначе, чем они. Инвестор будет смотреть не на плюсы, в первую очередь он будет искать недостатки. Их не может не быть. Если бизнес никогда не проходил через процедуру аудита ранее и первое же аудиторское заключение показало, что все замечательно, – у нормального человека возникнут подозрения.

Те, кто создал и ведет бизнес, склонны к тому, чтобы не афишировать недостатки. Не понимая, что от этого больше вреда, чем пользы. Собственник должен уметь доносить информацию о своих проблемах. Это важно и для привлечения инвестора, и тогда, когда он уже зашел в бизнес. Аудитор должен убедить собственника в том, что во избежание проблем в будущем (потеря репутации, судебные иски) необходимо честно говорить о том, кто вы такие, чего вы хотите и что у вас пока не получается.

Не бойтесь раскрывать свои минусы перед инвестором – он готов разделить с вами риски, если вы честно говорите о них и выражаете готовность их решать.

Перечень недостатков бизнеса – это инструкция по изменениям, а не список грехов, который нужно закопать

Работая над финансовой отчетностью, аудитор проверяет фактически все аспекты хозяйственной деятельности компании. Он имеет дело с управлением активами, управлением денежными средствами, оценкой внутреннего контроля, оценкой системы принятия управленческих решений.

Аудитор обязательно найдет и недостатки, и риски. Главное – не воспринимать все это с обидой. Перечень найденных недостатков – это дорожная карта изменений для бизнеса, а не список грехов, который нужно закопать.

На каком этапе развития компании пора делать аудит

Тут нет понятия "рано". Впрочем, как и "поздно".

Аудит нужен не для конкретной цели, а чтобы сформировать историю финансовой отчетности. Чтобы, когда придет "прекрасный принц" в виде инвестора, вы могли встретить этот момент достойно, не блуждая в поисках сговорчивого аудитора, который нарисует счастливое будущее. Если вы сможете предоставить инвестору многолетнюю историю финансовой отчетности, из которой он увидит, какие у вас были проблемы, как вы решили их за несколько лет, как вы росли и развивались – вы получите своего принца.

Чем раньше вы начнете делать аудит, тем меньше ошибок будете допускать в будущем, тем легче вам будет строить план по развитию (не надо будет латать дыры, которые уже наполовину потопили бизнес) и тем легче будет найти своего лучшего инвестора или покупателя.

Если вы думаете, что никогда не продадите свой бизнес и сможете вечно хранить его "скелеты", это не так. Мысль о продаже бизнеса возникает рано или поздно. Так почему бы не позаботиться о том, чтобы ваш бизнес всегда был прекрасен, а не только перед тем, как он уйдет от вас.

По материалам www.bakertilly.ua

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО