Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Неотфактурованные "ошибки"

В письме Минфина от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705 рассмотрена проблема учета расходов, по которым не получены первичные документы от поставщиков:

… в соответствии с пунктом 6 П(С)БУ 16 расходы отражаются в сумме, которая является достоверно оцененной.

Под достоверной оценкой суммы расходов следует понимать максимально точную, объективную расчетную сумму расходов. Расчетная сумма расходов должна основываться на актуальной, доступной и надежной информации. К источникам такой информации могут относиться условия договоров; статистическая информация по расходам предприятия за предыдущие периоды; информация об изменениях тарифных ставок; другие источники, определенные предприятием.

Поскольку подходы к определению расчетной суммы расходов, относительно которых на момент составления финансовой отчетности не получены первичные документы от контрагентов, не урегулированы нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, предприятия могут самостоятельно определять методику такой оценки, которую целесообразно включать в распорядительный документ об учетной политике предприятия вместе с перечнем ответственных лиц и сроков представления ими соответствующей информации.

То есть такие расходы должны фиксироваться по расчетной оценке и подтверждаться самостоятельно изготовленной первичной документацией.

При этом после поступления документов поставщика происходит корректировка через счета расходов/доходов.

Однако письмо от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705 содержит один весьма сомнительный тезис:

Такую ситуацию нельзя рассматривать как изменение учетных оценок (пункты 3 и 6 Положения (стандарта) бухгалтерского учета "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99 № 137 (далее – П(С)БУ 6), поскольку обстоятельства, на которых базировалась оценка, не изменяются.

Указанный вывод привел к негативным последствиям.

Некоторые аналитики решили, что соответствующую корректировку следует проводить как исправление ошибки:

поскольку в расчетах "промахнулись", и величина расходов по факту выплыла другая, на самом деле речь должна идти об исправлении ошибки. Поэтому если первичка пришла, скажем, после представления годовой отчетности, то уточнение расходов нужно провести как исправление ошибки за прошлый год.

В такой ситуации говорить об ошибке нельзя.

Расчеты суммы расходов является типичным примером учетной оценки. И когда она изменяется, ее надо корректировать через расходы/доходы. Так, как это описано в письме.

Исправление ошибок осуществляется через нераспределенную прибыль.

По материалам gaap.in.ua

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО