Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Законопроект № 3498: критика и комментарии

Представители фондового сообщества выступили с критикой проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов)" (законопроект № 3498), который вынесен на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении. По этому поводу НКЦБФР предоставляет разъяснение относительно некоторых положений законопроекта.

Предложенная законопроектом отмена необходимости согласовывать акты НКЦБФР с другими государственными органами, в том числе с Министерством юстиции Украины и Государственной регуляторной службой Украины, а также отмена необходимости государственной регистрации нормативно-правовых актов в Минюсте, безусловно, повлияет на институционную независимость Комиссии, но не является "значительным расширением полномочий регулятора". Речь идет лишь о большей свободе в принятии нормативных решений. Данный вопрос обсуждался с Министерством юстиции, по результатам таких консультаций Минюст согласился поддержать повышение институционной независимости Комиссии. Совместно со специалистами министерства в законопроекте описана процедура вступления в силу нормативных актов Комиссии, в частности термины и порядок.

Добавим, что эксперты МВФ, которые в течение года анализируют законодательное поле Украины, неоднократно отмечали, что "масштабность критериев, применяемых Минюстом, и его право отказать в регистрации нормативного акта влекут за собой проблемы относительно независимости регулятора согласно принципам IOSCO" (Отчет по технической помощи МВФ: Расширение полномочий и укрепление независимости НКЦБФР).

Вывод о том, что Председатель и члены НКЦБФР не будут нести ответственности за любые действия или бездеятельность, связанные с выполнением задач НКЦБФР, является некорректным. Следует заметить, что законопроект устанавливает ответственность руководства регулятора за любые действия, не предусмотренные Конституцией и законами Украины. Абзац 1 статьи 15 определяет это четко:

Председатель, члены НКЦБФР и другие служащие НКЦБФР, привлеченные эксперты не несут ответственности за любые действия или бездеятельность, связанные с выполнением задач и полномочий НКЦБФР, если они действовали на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституций и законами Украины.

Кроме того, указанным законопроектом впервые внедрен механизм финансовой ответственности государственного органа перед субъектами регулирования. В частности, абзац 3 статьи 15 устанавливает, что:

Ущерб, причиненный вследствие решений, действий и/или бездеятельности НКЦБФР (ее работников и/или привлеченных экспертов), в том числе ущерб, причиненный в результате профессиональной ошибки работников НКЦБФР и/или привлеченных экспертов, возмещается в судебном порядке НКЦБФР согласно законодательству.

В связи с имплементацией европейских директив в законодательство Украины вводятся принятые на европейских рынках термины "регулируемый рынок" и "допуск к торгам на регулируемом рынке". Относительно финансовых инструментов, которые не смогут соответствовать требованиям допуска к торгам на регулированном рынке, законопроект прямо не запрещает "операторам рынка" (фондовым биржам) организовывать торговлю с упрощенными условиями допуска.

В то же время НКЦБФР разделяет беспокойство участников рынка по поводу отсутствия в тексте законопроекта прямого разрешения создавать такие площадки с упрощенными условиями допуска. С целью однозначного решения этого вопроса мы обратились к народным депутатам с просьбой урегулировать его в окончательной редакции законопроекта, прямо указав, что "оператор рынка" имеет право организовывать торговлю с упрощенными условиями допуска.

Во многих странах мира длительное время успешно работают торговые системы с упрощенными условиями допуска, среди наиболее известных AIM на Лондонской фондовой бирже, Open Market на Франкфуртской, Alternext на NYSE Euronext, First North на OMX, NewСonnect на Варшавской бирже. Все они созданы "операторами рынка" (фондовыми биржами) и находятся под них управлением.

Фондовое сообщество настаивает на том, чтобы не повышать требований к капиталу профессиональных участников до истечения срока гармонизации национального законодательства с законодательством ЕС по финансовым услугам, то есть до 01.01.2020 года. Отметим, что указанный законопроект не устанавливает новых требований относительно капитала для действующих лицензиатов. Установленное в проекте требование относительно капитала будет действовать только для тех участников рынка, кто будет получать новую лицензию после 01.07.2017 года.

Напомним, что после подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом и Соглашения о свободной торговле наша страна взяла на себя обязательство привести свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС. В то же время, двигаясь в рамках европейского вектора, Комиссия не планирует требовать от действующих участников рынка приведения размера капитала в соответствие с требованиями ЕС раньше конечного срока гармонизации национального законодательства, то есть 01.01.2020 года.

Комиссия остается открытой к дискуссии со всеми участниками украинского рынка капитала и приглашает все заинтересованные стороны к диалогу.

Кроме критики со стороны представителей фондового сообщества, главное юридическое управление Верховной Рады тоже отметило несоответствие некоторых норм направленного на второе чтение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов)" Конституции Украины и директивам ЕС.

Согласно выводу ведомства расхождение, в частности, заключается в механизме признания квалифицированных инвесторов. Положения законопроекта определяют, что юридические и физические лица могут быть признаны квалифицированными инвесторами Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) в установленном регулятором порядке.

По материалам nssmc.gov.ua

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО