Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Демократизация финансов: влияние цифровых технологий на банковскую сферу

Финтех-компании трансформируют сектор финансовых услуг с помощью инновационных продуктов и новых технологий, сокращая количество банковских служащих и открывая возможность трудоустройства программистам.

Старая модель получения финансовых услуг, когда клиенты сидят в очереди, изучая бумажные лифлеты, безнадежно устарела. Основные претензии, которые предъявляются традиционной банковской системе, – это ее негибкость, зарегулированность и высокая сумма комиссии.

Однако с появлением финансовых учреждений нового типа – с продвинутой онлайн-платформой вместо филиалов и колл-центров ситуация начала стремительно меняться. Теперь открыть счет в банке можно через Интернет, потратив всего несколько минут. И, что немаловажно, без привычной пачки документов.

Развитие финтеха, особо заметное в последние 5 лет, вызвано следующими факторами

1. Потеря доверия клиентов к банковской системе во время глобального финансового кризиса 2008 года

Вкладчики перестали доверять банкам, в то время как вопрос доверия – это тот фундамент, на котором построена вся финансовая система. Всплеск развития финтеха произошел бы в любом случае, однако глобальный кризис 2008 года ускорил этот процесс.

2. Повышение уровня ожидания к предоставляемым услугам, в том числе финансовым

Во всех сферах нашей жизни заметны постоянные обновления – процессы происходят все быстрее, технологии становятся все доступнее, а сервисы все удобнее для пользователей. В то же время традиционные финансовые сервисы и по своей форме, и по своей сути выглядят устаревшими и ограниченными.

3. Распространение мобильного Интернета: клиент сам решает, где и как платить

Наш смартфон – это карманный компьютер, с помощью которого мы осуществляем связь с внешним миром. И банкам приходится подстраиваться под этот глобальный тренд: стратегия привлечения клиентов перефокусируется с открытия очередного филиала к созданию онлайн-сервисов и, с недавнего времени, к поддержке мобильной версии сайта.

4. Поколение миллениалов мыслит более инновационно

Это самое многочисленное поколение в мировой истории. В ближайшем будущем именно в их руках будут сосредоточены денежные средства. Стремление к инновациям, свойственное миллениалам, послужит мощным катализатором изменений в финансовом секторе.

5. Банковское законодательство, которое заботится о правах пользователей, но не препятствует инновациям

Финансовый сектор очень зарегулирован, и это вполне справедливо: права клиента всегда должны быть в приоритете. Однако защита прав потребителя не должна препятствовать внедрению инноваций. В некоторых странах, таких как Великобритания, Сингапур или Австралия, законодательство более гибкое, оно быстро адаптирует нормы под требования отрасли. В то же время в других странах для возможности выхода на рынок финтех-компания должна быть практически аналогом банка, предоставляющим полный спектр финансовых услуг, даже если на самом деле ее деятельность ограничивается только платежами. Это, естественно, тормозит процесс развития рынка финуслуг.

В банковскую сферу приходит свой "Убер": выживут те, кто сможет быстро адаптироваться к изменениям

В соответствии с прогнозом от Ситибанка, в ближайшие десятилетия в финансовой отрасли могут произойти массовые сокращения: в результате автоматизации процессов и роста числа финтех-компаний около 30 % банковских специалистов потеряют работу уже к 2025 году. Под основной удар попадут кассиры, в то время как у бухгалтеров будет шанс получить новую роль – консультанта, помогающего клиентам не запутаться в разнообразии новых услуг.

Традиционные банковские продукты vs финтех: борьба за кошелек клиента стимулирует к развитию инноваций и помогает экономить средства

Согласно данным, предоставленным Мировым Банком, уменьшение стоимости пересылки международных платежей за последние 5 лет уже помогло клиентам сэкономить больше $ 60 млрд. Это связано с появлением на финансовом рынке новых, более дешевых альтернатив банкам.

Инвестиции в финтех выросли с $1,8 млрд в 2010 году до $19 млрд в 2015-м.

Это произошло потому, что финтех-компании изначально нацелились на завоевания наиболее прибыльных направлений. Согласно отчету Citi GPS большинство инвестиций в сферу финтеха сконцентрировано в зоне платежей, именно той сфере, где уровень конкуренции с банками наиболее высок.

Клиенты все реже готовы решать финансовые вопросы в отделениях банка, предпочитая использовать терминалы самообслуживания, интернет-банкинг, онлайн-чаты и мобильные приложения. Тем не менее, объем доходов, получаемых банковской сферой США посредством новых цифровых моделей, равен всего 1 %.

Совсем другая ситуация наблюдается в странах Азии, в частности, в Китае. Интернет-гиганты финансовых услуг в короткие сроки завоевали рынок е-коммерции, предложив потребителям более удобные, надежные и эффективные альтернативы традиционным банковским платежам. У крупных финтех-компаний число пользователей уже равно клиентской базе топ-банков страны, а иногда даже больше.

Монопольная среда, созданная банками, затрудняет приход новых игроков на финансовый рынок. Однако растущий в обществе запрос на новые финансовые бизнес-модели будет усиливать конкуренцию, стимулируя появление наиболее эффективных альтернатив. Банки, вынужденные сражаться за клиентов с финтех-компаниями, будут активно внедрять системы интернет-банкинга и онлайн-платформ. Уже через 10 лет это приведет к коренным изменениям в балансе сил в отношениях между потребителями и поставщиками финансовых услуг.

По материалам bakertilly.ua

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО