Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Международная аудиторская сеть или ассоциация: что лучше выбрать?

Александр Бойко, Президент Палаты аудиторов и бухгалтеров Украины, Президент группы компаний "ДЕ Візу"

Рынок аудиторских услуг глобализуется. Чтобы удержаться на нем и победить в жесткой конкурентной борьбе, отечественные аудиторские фирмы должны присоединяться к международным профессиональным сетям, ассоциациям или альянсам. И хотя подавляющее большинство свой выбор уже сделало, получив членство в конкретном профессиональном объединении, есть и такие, которые до сих пор колеблются. Тогда, что же лучше: сеть или ассоциация? На какие подводные камни могут наткнуться их члены? Об этом и другом поговорим дальше.

Сеть: тотальный контроль и новые клиенты

При выборе профессионального объединения важно четко понимать его особенности. Так, международная профессиональная сеть предполагает использование единого бренда – члены одной сети имеют одинаковое название, корпоративный стиль, особенности подачи рекламных материалов и т. п. Если вы уже выбрали сеть, то следует помнить, что придется целиком и полностью подчиняться правилам головного офиса.

В основном компании, которые входят в ее состав, являются отдельными юридическими лицами, хотя они подчиняются головным офисам и руководящим органам, которые координируют их деятельность. Кроме централизованного управления, членов сети объединяют единые стандарты предоставления услуг, методические материалы и даже совместный программный продукт. Такие требования позволяют принимать участие в одном проекте ее представителям из разных стран, что очень удобно при обслуживании международных клиентов.

Для всех членов сети существует единая система контроля качества услуг. В основном она работает в составе программного продукта, который является обязательным для использования. За нарушения предусмотрена система санкций, а в случае серьезных и систематических – даже исключение из сети.

Процесс приобретения членства в профессиональной аудиторской сети достаточно непростой. Ему предшествует основательная проверка, пройдя которую можно получить такой желанный международный статус. Головной офис предпочитает работать с лидерами рынка, способными обеспечить поддержание корпоративных стандартов сети.

Политика международных профессиональных сетей направлена на максимальное расширение территории своего присутствия, поэтому, привлекая новых членов, они ориентируются на необходимость усилить свои позиции в конкретной стране. Обычно сети имеют по одному представителю в каждой стране. Хотя сегодня встречаются и исключения из этого неписаного правила.

Несмотря на ограничения в самостоятельности, членство в сетях имеет много существенных преимуществ. Так, местная аудиторская фирма может использовать известный в мире и мощный бренд, придавая себе статус. Но самое главное то, что головной офис "делится" клиентами, поэтому без работы член международной сети точно не останется. Хорошие перспективы открываются и для профессионального развития персонала. Обмен работниками внутри сети – обычное явление.

Однако стоит отметить, что самые крупные профессиональные сети уже работают в Украине. Приобрести членство в них сегодня почти невозможно.

Ассоциация & альянс: самостоятельность и международное имя

Профессиональные объединения вроде ассоциаций или альянсов, которые, по сути, являются синонимами, в отличие от сетей, являются более гибкими. Здесь нет единого названия для всех членов, общего фирменного стиля, оформления сайта, централизованного управления и т. п. В то же время члены профессиональных ассоциаций пользуются едиными стандартами обслуживания, имеют право заимствовать методики и нормативные документы для работы. А впрочем, ассоциация ничего не требует, а только рекомендует. Ее члены остаются независимыми в своей деятельности. Правда, ассоциация периодически осуществляет контроль качества услуг, которые предоставляют ее члены. Некоторые внутренние документы являются обязательными для применения. Скажем, политика коммуникаций, особенности использования бренда, стандарты членства и т. п.

Вступление в профессиональную ассоциацию нельзя назвать простым. Так, фирма, которая претендует на его получение, проходит несколько этапов проверки. Сначала ассоциация требует информацию о деятельности компании, ее клиентов, финансовую отчетность за последние годы и т. п. Если эти сведения удовлетворяют ее, то ассоциация приезжает с проверкой непосредственно в офис фирмы. При условии успешного ее прохождения компания наконец приобретает членство.

В отличие от профессиональных сетей, ассоциация не ограничивается только одним представителем в конкретной стране. Политика другая: чем больше членов в одной стране, тем более прочные позиции имеет ассоциация.

Нет и единого программного продукта для членов сети. Нередко ассоциация может рекомендовать использовать конкретную программу, однако такое требование не является категорическим. Много фирм – членов ассоциации заинтересованы использовать одинаковый программный продукт, поскольку это открывает им доступ к международным проектам и клиентам. Что касается последних, то здесь постоянных "прямых поставок" нет. Изредка ассоциация может отдать на обслуживание клиента, если заказчик непосредственно обратился в головной офис ассоциации и его территориально удобнее будет обслуживать через фирму конкретного члена.

Кроме того, часто члены ассоциации приглашают к выполнению совместных проектов своих коллег, особенно когда требуется узкоквалифицированный специалист или уникальный опыт. А впрочем, работать над расширением клиентской базы, будучи членом ассоциации или альянса, нужно по-другому.

В течение года ассоциация проводит конференции в различных уголках мира. Тематика таких мероприятий интересна руководству и ключевым работникам аудиторской фирмы. Скажем, тенденции развития мирового рынка аудиторских услуг, особенности работы с клиентами, тренды в продвижении аудиторских услуг и т. п. Участие в таких мероприятиях является еще и эффективным для популяризации фирмы и привлечения новых заказчиков, ведь именно там заводятся полезные знакомства. Правда, нужно быть активным и коммуникабельным. Пассивное созерцание пользы не принесет.

Форум фирм и другие "неожиданности"

Аудиторские фирмы, принимающие участие в тендерах на проведение аудита, достаточно часто сталкиваются с требованиями относительно членства в Форуме фирм или относительно топовых позиций в рейтингах аудиторских сетей или ассоциаций.

Словарь

Форум фирм – это объединение международных сетей аудиторских или отдельных фирм, выполняющее проекты по транснациональному аудиту.

Он создан при Международной федерации бухгалтеров, попасть в него довольно сложно.

Целью этого объединения является обеспечение неуклонного соблюдения и применения во всем мире высококачественных аудиторских процедур. Его члены обязаны соблюдать международные стандарты контроля качества, проводить регулярные глобально координированные внешние проверки контроля качества, использовать для проведения транснационального аудита политики, процедуры и методологии, основанные на международных стандартах аудита, и соблюдать в своей работе требования Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и т. п. На сегодняшний день членами Форума фирм являются лишь 27 профессиональных объединений.

Итак, приобретая членство в международной сети или ассоциации, следует проверить, является ли оно членом Форума фирм. Отметим, что больше шансов у профессиональной сети. Ассоциаций в списке членов такого объединения почти нет.

Что касается рейтингов, то их готовят такие авторитетные международные профессиональные издания, как Accountancy Age и International Accounting Bulletin. Есть и другие профессиональные периодические издания для аудиторов и бухгалтеров, которые пытаются формировать честные рейтинги. Однако признают и требуют в тендерной документации именно рейтинги указанных выше изданий. Оба периодические издания – британские, они существуют на рынке уже много лет. Скажем, Accountancy Age впервые вышло в свет еще в 1969 году.

Если говорить о позициях в рейтинге, то заказчики подходят к этому вопросу неодинаково. Для одних важно, чтобы сеть или ассоциация входила в "двадцатку", для других – была одной из 40, а еще для кого-то достаточно быть одной из ста "лучших". Кстати, рейтинги составляются с учетом различных критериев, однако для подавляющего большинства заказчиков определяющим является объем годового дохода. Следует отметить, что рейтинги для ассоциаций и сетей составляются отдельно, поскольку сравнивать их между собой некорректно. Они есть в открытом доступе, поэтому каждый желающий может проверить информацию.

Итак, как видим, профессиональные сети и ассоциации довольно разные по своей сути. Оба вида этих профессиональных объединений имеют как свои преимущества, так и недостатки. Поэтому, выбирая, где приобрести членство, стоит прежде всего понять, какие цели преследует фирма и чего она хочет достичь, получив международный статус.

Члены Форума фирм

• AUREN;

• Baker Tilly International Limited;

• BDO;

• Constantin – Serval & Associes;

• Crowe Horwath International;

• Deloitte Touche Tohmatsu Limited;

• Ernst & Young Global Limited;

• FinExpertiza;

• Grant Thornton International Ltd;

• HLB International;

• IECnet;

• JPA International;

• KPMG International Cooperative;

• Kreston International;

• Kudos International Network;

• Mazars;

• Moore Stephens International Limited;

• Nexia International;

• PKF International Limited;

• PricewaterhouseCoopers International Limited;

• RSM International Limited;

• Russell Bedford International;

• SFAI;

• SMS Latinoamerica;

• Talal Abu Ghazaleh & Co. International;

• TASK International;

• UHY International Limited.

Топ-20 международных сетей по объему годового дохода в 2016 году (рейтинг Accountancy Age)

1. PwC.

2. Deloitte.

3. EY.

4. KPMG.

5. BDO.

6. RSM International.

7. Grant Thornton.

8. Baker Tilly International.

9. Crowe Horwath International.

10. Nexia International.

11. Moore Stephens International.

12. Kreston International.

13. HLB International.

14. PKF International.

15. UHY International.

16. MGI.

17. Russell Bedford International.

18. ECOVIS International.

19. TGS Global.

20. Reanda International.

Топ-20 международных ассоциаций и альянсов по объему годового дохода в 2016 году (рейтинг Accountancy Age)

1. GGI Global Alliance.

2. Praxity Global Alliance.

3. TAG Alliances.

4. LEA Global/Leading Edge Alliance.

5. PrimeGlobal.

6. BKR International.

7. MSI Global Alliance.

8. DFK International.

9. AGN International.

10. IAPA.

11. MorisonKSI.

12. Alliott Group.

13. CPA Associates International.

14. INAA Group.

15. INPACT Group.

16. Integra International.

17. JHI Association.

18. ANTEA.

19. UC&CS Global.

20. GMN International.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО