Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
ТЦО: просто о новом

Итак, 2017 год, отшумели майские праздники, а лихорадочная подготовка отчетов по трансфертному ценообразованию и документации не наблюдается, и связано это с тем, что наши законодатели изменили срок представления отчетности по контролируемым операциям с 1 мая на 1 октября 2017 года, забыв при этом, что налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия за 2016 год должна была быть представлена в ГФС не позднее 9 февраля 2017 года, а цифры по налоговым разницам (если они имеют место) должны быть одинаковыми что в декларации, что в отчете о контролируемых операциях. Интересной будет ситуация, когда предприятие представило годовую декларацию в срок без приложения ТЦ (не задекларировало показатели), а в данный момент готовит отчет о контролируемых операциях и документацию по трансфертному ценообразованию и в установленные сроки представит их в фискальную службу. Как в такой ситуации будут стыковаться эти две формы отчетности? Ответа на этот вопрос пока нет, практика расставит все по своим местам, продолжим далее рассматривать новации этого года.

Кардинально изменены пороги критериев отбора, если ранее в зоне риска находились предприятия, которые получили доход от всех налогооблагаемых операций, превышающий 50 миллионов гривен, и объем с отдельными контрагентами по критериям ТЦО превышал 5 миллионов гривен, то теперь эти показатели составляют 150 миллионов гривен и 10 миллионов гривен соответственно. Что фактически исключило из зоны ответственности представления отчетности и подготовки документации по контролируемым операциям значительную долю налогоплательщиков. Хотя экспортные или импортные операции с одним нерезидентом, объем которых за год немногим превышает 370 тысяч долларов, являются несерьезной суммой как для внешнеэкономического бизнеса, так и для целей серьезных расходов на привлечение внешних специалистов по подготовке отчетности и документации ТЦО.

Одним из важных аспектов проблем по контролируемым операциям являются значительные штрафные санкции, которые грозят налогоплательщику за непредставление отчетности и документации, в 2017 году действуют новые механизмы по этому направлению. Так, за факт непредставления отчета о контролируемых операциях грозит штраф (согласно нормам п. 120.3 НКУ) в размере – 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица (далее по тексту – ПМТЛ), установленного законом на 1 января текущего года (1600,00 грн), что составляет – 480000,00 грн. С 2017 года действует "штрафная стимуляция" налогоплательщика в виде наложения штрафных санкций по истечении 30 календарных дней от граничного срока представления, в сумме – 8000,00 грн (пять размеров ПМТЛ) за каждый календарный день просрочки представления отчета и/или документации по трансфертному ценообразованию. Предусмотрены также штрафные санкции в размере 1 процента суммы контролируемых операций, не задекларированных в представленном отчете, но не более 300 размеров ПМТЛ (480000,00 грн), штрафные санкции в размере 3 процентов от суммы контролируемых операций, по которым не была представлена документация по ТЦО, но не более 200 размеров ПМТЛ (320000,00 грн), уплата которых не освобождает налогоплательщиков от необходимости представления отчетности и документации по контролируемым операциям.

Кроме того, нормами п. 120.4 НКУ предусмотрена еще дополнительная "штрафная стимуляция", появившаяся впервые, так, за:

каждый календарный день несвоевременного представления отчета о контролируемых операциях, штраф – 1 размер ПМТЛ (1600,00 грн), но не более 300 размеров ПМТЛ (480000,00 грн);

каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в представленном отчете о контролируемых операциях в случае представления уточняющего отчета, штраф – 1 размер ПМТЛ (1600,00 грн), но не более 300 размеров ПМТЛ (480000,00 грн);

каждый календарный день несвоевременного представления документации по трансфертному ценообразованию, определенной пп. 39.4.6 и 39.4.8 п. 39.4 статьи 39 НКУ, штраф – 2 размера ПМТЛ (3200,00 грн), но не более 200 размеров ПМТЛ (320000,00 грн).

Причем применение этих штрафных санкций одновременно с применением штрафных санкций по п. 120.3 НКУ было непонятно, пока не появилось разъяснение ГФСУ от 10.02.2017 г. № 3282/7/99-99-14-01-02-17 (далее по тексту – разъяснение ГФС). В этом документе ГФСУ для налогоплательщиков детально изложила процедуры применения штрафных санкций, так, одновременное применение штрафных санкций исключается при определенных условиях:

"состав правонарушений, определенных п. п. 120.3 и 120.4 ст. 120 Кодекса, не предусматривает одновременного применения указанных норм. Штрафные санкции, предусмотренные п. 120.4 ст. 120 Кодекса, применяются в случае, если налогоплательщиком до начала документальной проверки представлены:

отчет о контролируемых операциях и/или документация по трансфертному ценообразованию с нарушением сроков, определенных п. 39.4 ст. 39 Кодекса;

– уточняющий отчет о контролируемых операциях, в котором дополнительно задекларированы контролируемые операции".

А вот штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 НКУ (абзац 6 и 7), применяются без ограничения порога максимальности и могут превысить даже основной размер за непредставление:

"если налогоплательщик (после применения к нему штрафных санкций, определенных абзацами первым – четвертым п. 120.3 ст. 120 Кодекса) продолжает не выполнять свой долг по представлению отчета о КО / документации по ТЦ, контролирующий орган должен применить штрафные санкции, определенные абзацами шестым и седьмым п. 120.3 ст. 120 Кодекса, которые рассчитываются за каждый календарный день непредставления отчетности (это 8000,00 грн за каждый день!), начиная с 41-го календарного дня после дня:

– получения налогового уведомления-решения плательщиком в случае, если налогоплательщик уплатил штраф за непредставление налоговой отчетности (невключение всех операций в отчет);

– окончания процедуры административного обжалования или вступления судебного решения в законную силу (в пользу контролирующего органа) – в случае, если налогоплательщик обжаловал налоговое уведомление-решение по штрафной санкции за непредставление налоговой отчетности (невключение всех операций в отчет)".

Самым неприятным в этом разъяснении ГФС является то, что приведенные выше штрафные санкции (и их механизм начисления) будут применяться и к налогоплательщикам, у которых возникли проблемы по отчетности и документации ТЦО за 2013, 2014, 2015 годы:

"Пунктом 11 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Кодекса определено, что штрафные (финансовые) санкции по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафных (финансовых) санкций.

Таким образом, в случае установления контролирующим органом фактов непредставления плательщиком отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, в том числе за 2013 – 2015 отчетные годы, и применения к ним штрафа (штрафов) до 01.01.2017 г. согласно п. 120.3 ст. 120 Кодекса, по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты такого штрафа, контролирующим органом, начиная с 01.01.2017 г., должны применяться штрафные санкции, предусмотренные абзацем седьмым п. 120.3 ст. 120 Кодекса".

Что может привести к фантастическим размерам штрафных санкций. Например, санкции к предприятию будут применены по состоянию на 03.05.2017 г. по отчету (или документации), не представленному за 2015 год, период для начисления с 01.01.2017 г. по 03.05.2017 г. содержит 123 календарных дня, штрафные санкции за каждый календарный день составляют 5 ПМТЛ (8000,00 грн) и верхним пределом не ограничиваются, таким образом, общая сумма штрафа составит 984000,00 грн.

Кроме новых штрафных санкций, поражающих воображение своим разнообразием и порядком применения, в НКУ появился пп. 39.3.2.8 об определении диапазона рентабельности, а 31.03.2017 г. вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 29.03.2017 № 191 (далее – Постановление № 191), которым в соответствии с пп. 39.3.2.8 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 Налогового кодекса Украины утвержден Порядок определения средневзвешенного значения показателя рентабельности для сопоставимого юридического лица для целей трансфертного ценообразования.

Так, с 01.01.2017 для целей трансфертного ценообразования введено использование в определенных случаях финансовой информации сопоставимых юридических лиц. При этом если при применении методов трансфертного ценообразования сравнение цены или рентабельности в контролируемой операции проводится с ценами или показателями рентабельности нескольких сопоставимых неконтролируемых операций или юридических лиц, обязательно используется диапазон цен (рентабельности).

При определении диапазона рентабельности используется, в частности, информация о сопоставимых юридических лицах за отчетный (налоговый) период (год), в котором осуществлена контролируемая операция, или несколько таких периодов. При использовании нескольких периодов рассчитывается средневзвешенное значение показателя рентабельности для сопоставимого юридического лица.

Обращает на себя внимание изменение критериев отнесения операций с нерезидентами к контролируемым операциям, особенно это касается пп "г" пп. 39.2.1.1. НКУ, в котором изложен новый критерий отнесения:

"Хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, не уплачивающими налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющимися налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждает Кабинет министров Украины".

Этот новый критерий может с легкостью покрыть значительное число нерезидентов в виде совместной деятельности или партнерств, организационная форма которых позволяет снизить корпоративный налог, такие как LLP (limited liability partnership). На сегодняшний день Кабмин не предоставил перечня организационно-правовых форм этих нерезидентов, поэтому базового понятия по применению этого критерия еще не существует.

Кроме вышеизложенных аспектов по контролируемым операциям в обновленном Налоговом кодексе Украины есть еще множество прочих корректировок уже существовавших норм по данной теме. Все это в комплексе говорит о необходимости серьезного подхода налогоплательщика к проблеме определения наличия контролируемых операций, формирования отчетности по контролируемым операциям и документации по трансфертному ценообразованию.

Особенно важным является момент определения – существуют ли в бизнесе налогоплательщика контролируемые операции? Представим себе ситуацию, когда предприятие – крупный налогоплательщик работает по налаженным схемам 2015, 2016, 2017 года в полной уверенности, что в спектре его бизнес-операций отсутствуют контролируемые операции, и вдруг в процессе мониторинга критериев государственная фискальная служба приходит к заключению о том, что такие операции все-таки проводились в 2015 году. Возникает катастрофическая ситуация запуска механизма начисления штрафных финансовых санкций (приведенных выше), в ответ на это предприятие осуществляет административное обжалование или идет путем судебного решения вопроса. Все это влечет за собой значительные финансовые, временные, ресурсные потери. Чтобы избежать такого развития событий, должна быть либо профессиональная команда аналитиков (аудиторов, экспертов, юристов) с опытом решения этих проблем внутри предприятия (что является редким явлением), либо специализированная, профессиональная аудиторская фирма, специалисты которой имеют многолетний опыт по определению наличия контролируемых операций в бизнесе клиента, составлению отчетности и документации по трансфертному ценообразованию, соответствующей всем нормам действующего законодательства. Также немаловажен вопрос ответственности: разумнее для предприятия переложить ее на юридическое лицо, которое в случае возникновения спорных ситуаций предоставит профессиональную поддержку в отстаивании интересов предприятия и своих собственных на договорной основе, тем самым не оставаясь один на один с мощной машиной государственного прессинга. Выбор остается за центром принятия решений каждого отдельного предприятия, понимающего глубину и перспективу решения проблемы. Время пока еще есть.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО