Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Блестящее реноме, или Механизмы управления репутационными рисками в аудиторской деятельности

Репутация для аудиторской фирмы – действительно бесценный актив. Самые крупные аудиторские компании мира берегут ее, как зиницу ока, мгновенно реагируя на любые попытки причинить ущерб бизнес-реноме. Хорошую репутацию тяжело заработать и очень легко уничтожить. Управление репутацией аудиторской компании – приоритетная задача для ее руководства, ведь репутация определяет успех фирмы в целом.

Высокая конкуренция – высокие репутационные риски

Репутация аудиторской фирмы – это социальная оценка услуг, оказываемых ею, а также оценка обществом деятельности компании в целом. Чем лучше такие оценки, тем прочнее будут позиции на рынке. Стоит заметить, что оценки не являются статическими и могут быстро меняться вследствие определенных обстоятельств или событий. Скажем, аудиторская фирма подтвердила финансовую отчетность банка, который вскоре обанкротился, общественности стал известен факт нарушения деловой этики работниками фирмы или вообще конфиденциальная информация о клиенте получила огласку в результате определенных действий фирмы. Событий и обстоятельств может быть огромное количество.

Живя в эпоху информационного общества, необходимо понимать, что информация сегодня правит миром. Интернет, социальные сети и высокотехнологические устройства вроде смартфонов или планшетов, которые всегда под рукой, создают условия для распространения информации в самые кратчайшие сроки.

Дабы уберечь репутацию аудиторской фирмы и удержаться на рынке, необходимо научиться управлять репутационными рисками, которым приходится подвергаться едва не каждый день. Конкуренция на рынке аудиторских услуг довольно высока, потому желающих уничтожить реноме фирмы может оказаться немало.

Управление репутационными рисками должно охватывать деятельность фирмы в целом, сосредоточиваясь на таких уровнях деловой активности, как стратегический, корпоративный, операционный и организационный.

Стратегический уровень, или Важная роль топ-менеджмента

Как и большинство бизнес-процессов, управление репутацией начинается на стратегическом уровне. Вышестоящему руководству аудиторской фирмы необходимо лично контролировать вопросы, связанные с репутацией компании. В частности, нельзя оставлять без внимания информацию, транслируемую фирмой во внешнюю среду. Неслучайно отделы связей с общественностью и пресс-службы почти всегда прямо подчинены первым лицам компании.

В случае возникновения кризисной ситуации, которая может нанести ущерб репутации, первым лицам компании следует активно принимать участие в разработке стратегии реагирования на кризис. Более того, именно они должны выступить с официальным заявлением, пояснив ситуацию всем заинтересованным лицам.

Вышестоящее руководство аудиторской фирмы обязано заботиться о том, чтобы планирование деятельности компании и способ ее работы не привели к возникновению репутационных рисков. Неуклонное соблюдение норм законодательства, международных стандартов аудита и кодекса профессиональной этики является залогом качества работы, нивелируя любые удары по реноме. Иногда лучше пожертвовать заработками, но не потерять доброе имя. Деньги можно заработать, а вот восстановить репутацию иногда просто невозможно.

Вместе с тем современная аудиторская фирма должна быть ориентирована на клиента. Удержать баланс между правильными действиями и удовлетворением всех пожеланий заказчика – непростая задача для вышестоящего руководства аудиторской фирмы. Решения должны удовлетворять как интересы фирмы, так и клиента.

Корпоративный уровень − правильные ценности и открытость деятельности

Любая компания, и аудиторская фирма не является исключением, своей деятельностью и особенностями отношений между работниками формирует тот или иной тип корпоративной культуры. Способствует он развитию бизнеса или, наоборот, вредит – зависит от руководства и работников.

Чтобы исключить удары по реноме, аудиторской фирме важно сформировать такую корпоративную культуру, согласно которой работа выполнялась бы правильно, своевременно, качественно, клиенты были удовлетворены, а работники – настроены на долгие года работы на благо фирмы.

Для этого важно правильно определить корпоративные ценности. Их примером для аудиторской фирмы может стать честность, порядочность, преданность профессии, инициативность, командная сплоченность, нацеленность на результат, постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование и т. п. Стоит заметить, что следовать корпоративным ценностям необходимо всей вертикали власти – от вышестоящего руководства до помощника аудитора. При иных условиях такие ценности будут носить только декларативный характер.

Следуя нормам законодательства, аудиторская фирма не должна забывать и о внутренних правилах, положениях и порядках. Выполнение регламентов внутри фирмы не только упорядочивает рабочие процессы, но и сводит на нет возникновение ошибок, которые в перспективе могут стать причиной репутационных рисков.

Сегодня аудиторская фирма должна быть открытой в своей деятельности. Конечно, это не означает нарушения правил конфиденциальности при работе с клиентами, однако коммуникации с заказчиками, регуляторами и общественностью должны быть налажены. Сознательное утаивание информации может пагубно сказаться на репутации фирмы.

Операционный уровень, или Качество – прежде всего

Качество работы аудиторской фирмы – самое лучшее оружие в борьбе за образцовую репутацию. Чтобы обеспечить высокий уровень качества, крайне важно грамотно организовать процессы выполнения различных проектов – от аудита до налогового консультирования. Известные аудиторские компании уже давно автоматизировали свои бизнес-процессы, что позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на качество работы, не нарушать сроки выполнения проекта, быстрее выполнять некоторые задачи и лучше контролировать вклад каждого члена аудиторской команды в общий результат.

Однако само лишь программное обеспечение не способно гарантировать качественное выполнение работы. Проекты осуществляют люди, и с этим фактом тяжело спорить. Таким образом, дабы работа выполнялась качественно, в штате аудиторской фирмы должны работать высококвалифицированные специалисты, способные выполнять проекты любой сложности и масштаба. Цели, которые сегодня ставятся перед аудиторской фирмой, комплексные. Именно поэтому в составе аудиторской команды должны быть и аудиторы, и финансовые аналитики, и бухгалтеры-эксперты, и юристы – все зависит от конкретного проекта. Любой пробел, связанный с недостаточным количеством персонала или его квалификацией, может сказаться на качестве проекта, а следовательно нанести сокрушительный удар по репутации фирмы.

Организационный уровень и важность понимания деловой среды

Не менее важным фактором, обеспечивающим надлежащее качество работы аудиторской фирмы, является правильное распределение полномочий, зон ответственности и уровней контроля. Функции между членами аудиторской команды должны быть распределены. Каждый этап проекта должен быть проверен руководителем проекта, а проект в целом – руководителем и ответственным за контроль качества.

Если члены аудиторской команды еще могут участвовать в нескольких проектах одновременно (в зависимости от нагрузки), то руководителю "разрываться" между множеством проектов крайне нежелательно. Это может привести к ошибкам, сказаться на качестве проекта и обусловить репутационные риски. Два-три параллельных проекта – вполне достаточно.

На организационном уровне необходимо оценить, насколько конкурентна бизнес-модель, используемая аудиторской фирмой. Четкая организация бизнес-процессов, сильная команда профессионалов и четкое распределение полномочий не спасут, если модель работы устарела, – фирма просто не сможет удовлетворить требования клиента, возрастающие с каждым годом. Во избежание репутационных рисков проанализируйте, какие услуги сегодня востребованы, какой конечный результат ожидает клиент от работы аудитора, насколько отвечает рынку ценовая политика компании и т. п.

Главное – не навредить

Сегодня аудиторские фирмы так или иначе занимаются продвижением собственной деятельности и работают над узнаваемостью фирмы. Существуют аудиторские компании, которые "донагружают" такой работой основной персонал, однако существуют и те, у которых имеются отделы по продвижению услуг и коммуникаций или же которые нанимают для таких целей подрядные организации. Отметим, что деятельность по продвижению услуг может быть рисковой с точки зрения нанесения ущерба репутации, потому ее стратегия должна быть хорошо продумана, контролируема и организована действительно специалистами своего дела.

Как известно, хорошо в деле продвижения зарекомендовали себя рейтинги, составляемые деловыми изданиями. Занять одну из первых позиций рейтинга аудиторских фирм – очень престижно. Этим фактом можно оперировать в рекламных буклетах и коммерческих предложениях. Однако иногда некоторые издания такие места продают, пользуясь при подготовке так называемого рейтинга неправдивой информацией. Принимать участие в подобных мероприятиях – подвергать самого себя насмешливым комментариям сообщества и серьезному репутационному провалу. А особенно если небольшая аудиторская фирма вдруг обойдет, например, "большую четверку".

Продвижение аудиторских услуг весьма упрощается, если совмещать его с индивидуальным РRом руководителя фирмы. Такой ход позволяет визуализировать аудиторские услуги, а следовательно привлечь новых клиентов. Впрочем, и таким приемом необходимо пользоваться осторожно. Скажем, делая ставку на одного человека, вы ставите целую фирму в зависимость от его поведения. Всего один неправильный поступок, к примеру публичное выяснение отношений в ходе пресс-конференции с конкурентом, и тень падает на всю фирму. Таким образом, лучше, когда аудиторская компания ассоциируется с определенной командой людей, например руководителями разных направлений.

Итак, репутация имеет для аудиторской фирмы важное значение, потому, что бы вы не делали, всегда необходимо прогнозировать, как тот или иной поступок может сказаться на репутации всего бизнеса.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО