Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Мониторинг контролируемых операций на практике: как ГФСУ контролирует полноту декларирования операций и определяет связанных лиц

В период кампании представления отчетности о контролируемых операциях по итогам 2016 года ГФСУ выдала практические рекомендации касательно мониторинга КО.

Напомним, что проведение мониторинга КО имеет целью, в частности, контроль за своевременностью и полнотой представления отчетов о контролируемых операциях. Согласно Порядку проведения мониторинга для реализации этой цели контролирующий орган до 01 октября года, следующего за отчетным, формирует перечни налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под критерии контролируемых.

Учитывая критерии признания хозяйственных операций контролируемыми, при формировании указанных перечней ГФСУ советует обращать внимание на следующее.

Во-первых, следует определить перечень плательщиков налога на прибыль, годовой доход которых за 2016 год превышает 50 млн. грн. При этом для предупреждения манипуляций со стороны налогоплательщиков ГФСУ советует обязательно сопоставлять:

– показатели налоговой декларации по налогу на прибыль, которые указаны в строке 01 "Дохід від будь-якої діяльності (за вирахуванням непрямих податків), визначений за правилами бухгалтерського обліку)";

– суммарные показатели Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе), которые указаны в строках 2000 "Чистий дохід від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)", 2120 "Інші операційні доходи", 2200 "Дохід від участі в капіталі", 2220 "Інші фінансові доходи" и 2240 "Інші доходи";

– объемы поставок согласно декларациям по НДС.

Во-вторых, следует установить круг нерезидентов, с которыми налогоплательщик осуществлял хозяйственные операции для целей ТЦО, и определить объемы таких хозяйственных операций. Для этого ГФСУ считает целесообразным сопоставлять показатели таможенных деклараций, налоговых деклараций по налогу на прибыль, налоговых деклараций по НДС и отчетов о финансовых результатах, в частности:

• из таможенных деклараций – показатели относительно объемов экспортно-импортных операций с отдельными нерезидентами (при экспорте таможенные декларации могут быть оформлены в режимах АА, ДМ, ДТ, ДР, при импорте – АА, ДМ, ДЕ, ДТ, ДР);

• из налоговых деклараций по налогу на прибыль предприятий:

– показатели относительно увеличения финансового результата до налогообложения на сумму 30 % стоимости товаров (в т. ч. необоротных активов, работ и услуг), приобретенных у нерезидентов, зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ (строка 3.1.7 Приложения РІ к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий);

– показатели относительно увеличения финансового результата до налогообложения на сумму процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам, возникшим по операциям со связанными лицами – нерезидентами (корректировка согласно п. п. 140.1 – 140.3 НКУ, строка 3.1.1 Приложения РІ к строке 03 РІ налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий);

• из Единого реестра налоговых накладных – относительно операций по поставке услуг нерезидентами на таможенной территории Украины (плательщик налога выписал налоговые накладные на получение услуг от нерезидентов);

• из отчета о финансовых результатах – относительно финансовых расходов (строка 2250) и т. п.

В-третьих, после отбора контрагентов плательщика налога следует выяснить, являются ли они зарегистрированными в "низконалоговой юрисдикции" или связанными с плательщиком налога лицами.

Говоря об определении статуса контрагентов налогоплательщика, ГФСУ обратила внимание на то, что о связанности плательщика и его контрагента может свидетельствовать следующая информация:

– одинаковые или похожие названия компаний;

– использование на веб-сайтах плательщика и контрагента, а также на бланках документов одинаковых логотипов;

– подписание договоров и коммерческих документов лицами, имеющими одинаковые фамилии, являющимися одновременно учредителями/участниками, руководителями или членами коллегиальных органов этих компаний и т. п.

Кроме этого, для определения связанности лиц ГФСУ советует использовать следующие источники информации:

• единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (сайт Министерства юстиции Украины https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch);

• сайт Государственного учреждения "Агентство по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины" (https://smida.gov.ua/);

• сайт НБУ (https://www.bank.gov.ua/control/uk/index/, раздел "Банковский надзор", вкладка "Регистрация и лицензирование");

• реестры бенефициарных собственников и национальные бизнес-реестры иностранных государств. В качестве примера, публичный реестр Управления государственной регистрации юридических лиц Великобритании (Companies House, https://www.gov.uk/government/organisations/companies-house); открытая база данных "Open Corporates" (https://opencorporates.com/) (контекстный поиск по названиям компаний со ссылкой на национальные бизнес-реестры); коммерческие сайты с доступом к бизнес-реестрам: "Kompany®" (https://www.kompany.com/) и "EMIS" (https://www.emis.com/) (получение информации ограничено – платный ресурс); Европейский бизнес-реестр (EBR) (http://www.ebr.org/; получение информации ограничено – платный ресурс).

Для установления связанности лиц по признакам влияния через контроль органов управления юридического лица важным и необходимым является возможность исследования учредительных документов, а также других документов органов управления этих лиц, которыми могут быть:

– решение учредительного и общего собрания хозяйственных обществ, наблюдательного совета или других органов управления;

– документы о наблюдательном совете, правлении, других надзорных и исполнительных органах хозяйственных обществ, об их персональном составе;

– права, переданные общим собранием хозяйственных обществ в компетенцию надзорного или исполнительного органа хозяйственных обществ (наблюдательный совет, правление или другой орган, предусмотренный уставом);

– персональный состав надзорного органа хозяйственных обществ (наблюдательного совета или другого органа) и порядок его формирования.

Кроме непосредственного доступа к таким источникам, с информацией по вопросам деятельности органов управления можно ознакомиться на официальных сайтах юридических лиц (в первую очередь это касается крупных и публичных компаний), в общедоступной информационной базе данных НКЦБФР о рынке ценных бумаг (http://stockmarket.gov.ua/), базах данных "Эмитенты" и "Владельцы 10 %" на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины (https://smida.gov.ua/db).

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО