Навеяно мыслями о всеобщей истерии по обмену информацией в рамках BEPS.
Первый обмен информацией о финансовых счетах нерезидентов по международному стандарту Common Reporting Standard (далее – CRS) в Украине ожидается уже в 2020 году. Об этом сообщила пресс-служба Кабмина. Вопрос о присоединении Украины к CRS в принципе не стоял.
А вот с какого года Налоговая служба Украины станет счастливым обладателем данных об остатках на счетах украинцев в швейцарских, австрийских, кипрских, латвийских и других мировых банках, было вопросом времени. Волевым решением озвучили: по результатам 2019 года. Юридического обоснования пока нет, тем не менее в Украине такие решения принимаются на законодательном уровне, зачастую в кратчайшие сроки.
Украина стала готовиться к этому событию уже в 2016 году. Ведь глупо вводить автоматический обмен в стране, в которой жесткое валютное регулирование в отношении открытия счетов и приобретения активов за границей. Требуется специальное разрешение, лицензия Нацбанка. Поэтому мы насторожились, когда год назад Нацбанк разрешил инвестировать в иностранные активы без получения лицензий, если сделка по приобретению активов заключалась в Украине и в гривне. Далее регулятор разрешил получать иностранные доходы на зарубежные счета граждан Украины, инвестировать полученные таким образом доходы и, главное, делать это без дополнительных разрешений и лицензий. Конечно, все эти действия были представлены как "пакет реформ по либерализации валютного законодательства". В действительности же регулятор предупреждал: готовьтесь к обмену информацией, декларируйте счета и активы. И многие стали тщательно готовиться.
Европейские банки тоже начали подготовку, так как именно на них лежит обязательство собирать информацию о реальных собственниках счетов. В рамках ежегодной процедуры комплаенса, кроме прочих документов, банки стали запрашивать информацию о стране налоговой резидентности бенефициара и его налоговый номер. Именно налоговый номер бенефициара является "ключом" при передаче информации в налоговую той или иной страны. Понимая это, бизнесмены и их юристы-консультанты задумались о возможных вариантах избежания передачи информации.
Одним из вариантов является хранение денег в стране, которая не присоединилась к обмену информацией в рамках CRS. На дату написания данного материала США, Перу, Доминика, Тринидад и Тобаго, Мальдивы, Макао, Гонконг, Вануату не подписали двустороннюю конвенцию об автоматическом обмене информацией (следовательно, обмен информацией не возможен в принципе). И только США не присоединилась к стандартам, то есть страна не готова предоставлять информацию о собственниках счетов, открытых в американских банках. Этим и объясняется популярность открытия счетов в США в последнее время.
Другим вариантом является получение статуса налогового резидента в той стране, в которой находятся сбережения. Учитывая то, что значительная часть сбережений традиционно локализована в Швейцарии, тогда как основной операционный бизнес – в странах постсоветского пространства, редко какой бизнесмен будет готов переехать на постоянное проживание в Швейцарию и оставить без присмотра операционные компании. Но можно отправить учиться наследников, назначив их бенефициарами и оформив имущество в траст (под своим управлением).
Есть и третий вариант – стать налоговым резидентом той страны, которая предоставляет полное или частичное освобождение от налогообложения. Ввиду этого достаточно популярными стали экономические программы "гражданство за инвестиции", которые активно предлагают небольшие островные государства, заинтересованные в развитии своей экономики.
При рассмотрении заявки на вид на жительство или экономическое гражданство принимается во внимание не только размер кошелька, но и отсутствие в списке Интерпола. Важно подтвердить, что средства для инвестиций были получены исключительно законным путем и никто, в частности налоговые органы, не претендует на них (в судебные тяжбы с налоговыми других стран не хочется ввязываться). В обмен на это заявитель зачастую получает не только право проживать в стране без временных ограничений, но и право считаться налоговым резидентом этой страны. А это значит, что фактический гражданин страны А может рассматриваться налоговым резидентом страны Б для целей обмена информацией в рамках CRS.
Хорошо, если в роду есть еврей-дедушка или еврейка-прабабушка – можно получить паспорт гражданина Израиля и забыть о налогах на ближайшие 10 лет. Согласно израильскому Закону о возвращении право вернуться на историческую родину и стать гражданином Израиля распространяется и на близких родственников репатрианта – супругов, детей, внуков. А в соответствии со ст. 14 Указа о подоходном налоге новый репатриант на 10 лет освобождается в Израиле от уплаты налогов на любые доходы, извлеченные за границей, как активные, так и пассивные – дивиденды, интересы, недвижимость.
Если же родословная далека от еврейских корней, то стоит поискать гражданство за инвестиции.