Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Бизнес в Украине – 2016

Эта публикация описывает условия ведения бизнеса в Украине и охватывает наиболее распространенные формы субъектов хозяйственной деятельности и налоговые аспекты работы таких субъектов.

ВВЕДЕНИЕ

Цель этой публикации, которая была подготовлена исключительно для пользования компаниями БДО и их клиентами и потенциальными клиентами, – предоставить основную информацию об учреждении и ведении бизнеса в Украине. Данная публикация будет особенно интересна тем, кто собирается начать свой бизнес в Украине в форме юридического лица, представительства иностранной компании или дочернего предприятия иностранной компании. Также рассматриваются особенности налогообложения в Украине иностранцев, которые планируют здесь постоянно проживать и работать.

Эта публикация описывает условия ведения бизнеса в Украине и охватывает наиболее распространенные формы субъектов хозяйственной деятельности и налоговые аспекты работы таких субъектов. Для налогоплательщиков эта публикация представляет особую ценность благодаря детальной информации о налогах, имеющих к ним непосредственное отношение. В публикацию включены только важные вопросы, которые возможно обсудить подробно в этом формате. Если вы хотите узнать больше, пожалуйста, свяжитесь с сотрудником компании BDO, с которым вы обычно работаете, который будет иметь возможность предоставить вам информацию по любому вопросу; также сотрудник сможет предоставить вам информацию о новых законопроектах, принятых после даты этой публикации.

БДО является международной сетью аудиторских фирм, Фирм – Партнеров БДО, предоставляющих профессиональные услуги под названием БДО. Каждая Фирма – Партнер БДО является членом BDO International Limited, британской компании, являющейся руководящим органом международной сети БДО. Предоставление услуг в сети БДО координируется Brussels Worldwide Services BVBA, компанией с ограниченной ответственностью, зарегистрированной в Брюсселе, Бельгия.

Каждый из BDO International Limited, Brussels Worldwide Services BVBA и фирм-партнеров является отдельным юридическим лицом и не несет никакой ответственности за действия или упущения другого такого юридического лица. Ничто в соглашениях или правилах сети BDO не создает или не имеет целью создать агентские отношения или совместное общество между BDO International Limited, Brussels Worldwide Services BVBA и/или Фирмами – Партнерами сети BDO.

BDO является торговой маркой для сети BDO International и для каждой Фирмы – Партнера БДО.

Основанная в Европе в 1963 году, сеть BDO занимает 5 место по величине в мире – теперь у нее есть более 1300 офисов в 151 стране мира, с более чем 60000 партнерами и сотрудниками, предоставляющими профессиональные услуги в сфере аудита, налогов и консалтинга на каждом континенте.

Особенность компании BDO состоит в применении местных знаний с опытом и пониманием международного контекста с целью обеспечения комплексного глобального сервиса. В основе работы компании BDO лежит инновационный подход и независимость суждений сотрудников, при котором процедуры контроля качества и общие операционные процедуры не препятствуют реализации вышеупомянутых принципов. Это мощная организация, нацеленная на комплексное обслуживание клиентов.

В основе репутации компании BDO лежит способность предоставлять независимый и объективный консалтинг в указанные клиентами сроки. Компания БДО гордится успехами своих клиентов и своими отношениями с ними. Это личный подход, объединяющий в себе преимущества профессионализма, целостности и предпринимательского подхода с пониманием бизнеса клиента и умением эффективно взаимодействовать. Это гарантирует само высокое качество, объективность предоставленных услуг, предназначенных для удовлетворения индивидуальных нужд каждого клиента: будь то правительство, международная компания, украинское предприятие или частные лица.

Информация, содержащаяся в этой публикации, действительна в настоящее время, 2 июля 2016 года.

Бизнес в Украине – 2016 был написан украинской фирмой – партнером сети BDO. Ее контактные детали можно найти в конце этой публикации.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

1.1

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ГЕОГРАФИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

ИСТОРИЯ

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПОЛИТИКА

ВАЛЮТА

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

ОБЗОР РЫНКА

АССОЦИАЦИЯ УКРАИНА – ЕС

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА – ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В КРЫМУ

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА – ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В ДОНЕЦКОЙ И ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ

ВОЗМОЖНОСТИ РЫНКА

СТРАТЕГИЯ ВХОДА НА РЫНОК

1.2

КОМПАНИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

1.3

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УСЛОВИЯ ТРУДА

2.

ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ

2.1

БАНКИ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ

2.2

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТУ

2.3

КОНТРОЛЬ ОБМЕННОГО КУРСА

2.4

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЛЬГОТЫ

2.5

ТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТЫ

3.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

4.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ УПЛАЧИВАЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.2

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

4.3

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

5.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

5.1

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

6.

ПРОЧИЕ НАЛОГИ

6.1

ВВОЗНАЯ ПОШЛИНА

6.2

АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ

6.3

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

7.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС

8.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТАБЛИЦА СТАВОК НАЛОГА НА РЕПАТРИАЦИЮ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕДИНОГО НАЛОГА

1. УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

1.1 Общая информация

География и стратегическая позиция

Украина является второй по величине страной в Европе. Имея площадь 603700 км2, она граничит с Беларусью на север, Россией на севере и на востоке, с Румынией, Молдовой, Венгрией, Словакией и с Польшей на западе. На юге она граничит с Черным и Азовским морями по береговой линии протяжностью близко 2800 км.

Столица Украины – Киев с населением 2,6 млн человек. Другие крупные города: Харьков (1,47 млн), Днепропетровск (1,07 млн), Одесса (1,03 млн), Донецк, Запорожье и Львов. Украина имеет население около 46 миллионов человек, ее технические и природные ресурсы находятся в стратегически важном месте, на перекрестке стран Центральной Европы, России, Центральной Азии и Ближнего Востока. Страна имеет огромный потенциал нового рынка для иностранных инвестиций и торговли. На рынке присутствует значительное количество как крупных международных компаний, так и небольших иностранных инвесторов. Основной торговый и инвестиционный потенциал Украины во многом будет зависеть от успеха на пути становления рыночной экономики и развития благоприятных условий для бизнеса.

История

Во времена правления Владимира Великого (980 – 1015 гг.) и его преемников Киевская Русь простиралась на большей части современной Украины, Беларуси и западной части России. Владимир также ввел христианство (византийского, позднее православного обряда) и кириллицу. Киевская Русь прекратила свое существование в XII-м столетии. Территория, где сейчас расположена Украина, постепенно попала под влияние Крымскотатарского ханства на юге, Московии на востоке, Польши и Литвы на севере и западе. На вершине своего процветания Речь Посполитая занимала почти всю территорию современной Украины. Постепенно в XIII-м столетии, как следствие трех разделений Польши, Украина попала под власть России, за исключением западных регионов, которые были присоединены к империи Габсбургов. После 1-й мировой войны, распада Российской и Австро-Венгерской империй у Украины был короткий период независимости при разных политических режимах, но в связи с окончанием гражданской войны в России и установлением Советской власти Украина вошла в состав СССР в 1922 году. С распадом СССР в 1991 году Украина провозгласила свою независимость 24 августа 1991 года.

Язык и культура

Украинский – язык восточных славян, тесно связан с польским, белорусским и русским, в основе его алфавита лежит кириллица. Украинский язык является официальным языком в Украине. Русский язык очень распространен, особенно на юге и востоке страны. Этнические украинцы составляют около 78 % населения, россияне 17 %. Другие этнические группы: татары, белорусы, румыны, евреи и венгры.

Правительство и политика

Украина является президентско-парламентской республикой. Президент выбирается прямым голосованием сроком на пять лет и является главой государства с существенными полномочиями исполнительной власти. 450 депутатов однопалатного парламента (Верховная Рада) выбираются пропорционально на четыре года. Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Министр иностранных дел Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, другие члены Кабинета Министров Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Валюта

Национальной валютой Украины является гривня (международная аббревиатура UAH), 1 гривна состоит из 100 копеек. На момент публикации (2 июля 2016 года) официальный курс гривни составлял 1 евро = 27.638642 грн и 1 долл. США = 24.821412 грн.

Единицы измерения

Украина использует Восточноевропейское время (EET), которое на 2 часа опережает время по Гринвичу. Летнее время (GMT + 3) действует с марта по октябрь. В Украине используется метрическая система (грамм, метр, литр); температура измеряется в градусах Цельсия.

Обзор рынка

Украина – страна с рыночной экономикой на перекрестке стран Восточной Европы, России и Ближнего Востока. Украина становится все более важным рынком для внешней торговли и инвестиций.

Ресурсный и экономический потенциал Украины состоит из многочисленных сельскохозяйственных угодий, научно-исследовательских учреждений, образованной и квалифицированной рабочей силы, а также значительных запасов полезных ископаемых. Украина достигла значительного прогресса в открытии своего рынка экспорта и инвестиций, особенно в последние несколько лет. Ее валовый внутренний продукт (ВВП) в 2015 году достиг 1,979 трлн грн в основном за счет тяжелой и легкой промышленности, транзита нефти и газа, добычи полезных ископаемых и угля, нефтепереработки, химической промышленности, сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В 2008 году Украина стала 152-й страной, присоединившейся ко Всемирной торговой организации.

Ассоциация Украина – ЕС

27 июня 2014 года было подписано Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. По состоянию на дату публикации Соглашение не вступило в силу. С 1 ноября 2014 года вступило в силу частичное применение некоторых частей Соглашения об ассоциации. Соглашение об ассоциации вступает в силу после его ратификации национальными парламентами стран – членов ЕС и Верховной Радой Украины (на дату публикации ратифицировано). Соглашение устанавливает сближение политики и законодательства Украины с Европейским Союзом. Стороны обязуются сотрудничать и сближать политику, законодательство и регулирование в широком кругу отраслей, включая безвизовое передвижение лиц, сотрудничество в экономической сфере, сфере юстиции, модернизации энергетической инфраструктуры Украины и т. п. Зона свободной торговли между Украиной и ЕС вводится в течение переходного периода в 10 лет после вступления в силу Соглашения об ассоциации. ЕС согласился предоставить Украине политическую и финансовую поддержку, доступ к рынкам ЕС.

Особенности рынка – ведение бизнеса в Крыму

Незаконная аннексия Крыма и города Севастополя Российской Федерацией состоялась после проведения незаконного референдума 16 марта 2014 г. относительно будущего статуса этой территории, объявленного Верховной Радой Автономной Республики Крым после фактического введения российских войск на территорию полуострова. 27 марта 2014 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию номер 68/262 относительно территориальной целостности Украины, за которую проголосовали 100 стран. На протяжении незаконной аннексии Крыма и Севастополя российское законодательство де-факто применяется в Крыму и Севастополе. Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" от 15 апреля 2014 г. определяет статус Крыма и Севастополя как территорию Украины, которая временно оккупирована Российской Федерацией.

Согласно Закону Украины "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" от 12 августа 2014 года свободная экономическая зона (СЭЗ) Крыма вводится в пределах Автономной Республики Крым и города Севастополя на 10 лет. На территории СЭЗ Крыма не взимаются общегосударственные налоги и сборы и сборы на обязательное государственное пенсионное страхование. Физическое или юридическое лицо, имеющее налоговый адрес на территории СЭЗ Крыма, приравниваются с целью налогообложения к нерезидентам Украины.

Особенности рынка – ведение бизнеса в Донецкой и Луганской областях

Часть территории Донецкой и Луганской областей самопровозглашенных Донецкой и Луганской "народных республик" была также признана временно оккупированной территорией. В этих частях Донецкой и Луганской областей введен режим антитеррористической операции ("АТО"). Ведение бизнеса на этих территориях чрезмерно осложнено. Согласно Закону "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции" от 2 сентября 2014 года Украиной был установлен мораторий на проведение проверок предприятий в зоне АТО, взыскание штрафов, уплату за пользование государственным и коммунальным имуществом и т. п. В случае необходимости Торгово-промышленная палата Украины предоставляет подтверждение форс-мажорных обстоятельств на территории АТО.

Возможности рынка

Украина остается привлекательной страной для ведения бизнеса. Высококвалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, выгодное географическое положение делает Украину привлекательной для компаний, имеющих интересы в этой части земного шара. Перспективные секторы экономики Украины: нефтегазовый, энергосберегающий, машиностроительный, систем электроснабжения, сельскохозяйственной техники, воздушного/наземного вспомогательного оборудования, телекоммуникации, фармацевтический, пищевой промышленности и упаковочного оборудования, медицинского оборудования, агрохимическая отрасль, производство автозапчастей / сервисного оборудования, строительных материалов, очистительного оборудования, туризм, оборудование для обеспечения безопасности, программное обеспечение / IT-услуги, розничная торговля. В ближайшее время могут появиться существенные инвестиционные возможности для инвесторов в нефтегазовой промышленности, энергосбережении, системах электроснабжения, связи, коммерческой недвижимости, транспортной инфраструктуры и коммерческих банков. Страна также является привлекательным местом для развертывания производственных площадок и центров обслуживания клиентов, расположенных в странах Евросоюза и России. Действительно, географическое положение Украины и наличие коммуникационных инфраструктур делают страну эффективным транспортным коридором между Европейским Союзом и странами СНГ (Содружество Независимых Государств).

Стратегия входа на рынок

Размер Украины и относительно высокий уровень рассредоточения населения делают приоритетным создание эффективной торгово-распределительной сети. Наличие местного представительства и компетентного дистрибьютора являются важными для бизнеса. Компаниям, планирующим свое вхождение на этот рынок, следует воспользоваться юридическими советами до и во время своей деятельности в Украине. Учитывая непрозрачную деловую среду и слабую правовую инфраструктуру, крайне важно получить профессиональную юридическую консультацию относительно структурирования инвестиций и/или коммерческих планов.

1.2 Компании

Наиболее распространенными формами ведения бизнеса, используемыми иностранными инвесторами в Украине, являются представительства и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Иностранные инвесторы также могут создавать в Украине акционерные общества (АО), но эта форма ведения бизнеса используется реже, поскольку деятельность украинских акционерных обществ подлежит ограничениям по регулированию ценных бумаг. Другие формы ведения бизнеса возможны, но используются редко и малоинтересны для большинства иностранных инвесторов.

Представительства

В отличие от украинских обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, являющихся отдельными юридическими лицами, представительство иностранной компании не является юридическим лицом в соответствии с украинским законодательством. Представительство – это тип организации, представляющий иностранную материнскую компанию в Украине (при этом филиалы иностранных коммерческих компаний сами по себе не регистрируются в Украине).

Украинское налоговое законодательство признает два вида представительств:

(I) те, которые занимаются коммерческой деятельностью (другими словами, они заключают контракты от своего имени, принимают платежи за товары и услуги и т. п.), и

(II) те, которые не осуществляют коммерческую деятельность и ограничиваются представительскими функциями в Украине.

Налоговый статус представительства важен, поскольку он влияет на процедуру регистрации и открытия счетов в украинских банках. Представительство регистрируется следующим образом: документы (заявление, решение материнской компании о регистрации представительства, выписка из торгового реестра главной компании, доверенность на руководителя представительства и т. п.) должны быть поданы в Министерство экономики Украины. Эти документы должны быть нотариально заверены апостилем (или легализированы) в стране происхождения. После получения регистрационных документов заявителю будет предоставлен номер банковского счета для уплаты государственной пошлины в размере 2500 долларов США. Процесс регистрации в Министерстве экономики занимает 30 рабочих дней. В течение десяти календарных дней после регистрации в Министерстве экономики представительство должно быть зарегистрировано в других органах власти (Государственная служба статистики, Государственная фискальная служба и Пенсионный фонд).

Для регистрации представительства иностранной компании в Украине материнская компания должна назначить главу такого представительства. Главой представительства может быть гражданин Украины или нерезидент. Глава представительства действует на основании доверенности, выданной материнской компанией. Для трудоустройства иностранца в представительстве ему достаточно получить служебную карточку на работу в Украине.

Создание представительств позволяет: легко осуществлять контроль за деятельностью представительства, а также упрощены процедура найма иностранцев и прямое финансирование. Однако использование представительства имеет другие стороны: неограниченная ответственность материнской компании за долги представительства (в отличие от ООО или АО) и большой государственный регистрационный взнос (2500 долларов США).

Общество с ограниченной ответственностью

Характерные особенности ООО:

(а) Учреждение и процедура регистрации

ООО может быть учреждено одним учредителем (физическое или юридическое лицо), украинским или иностранным. Тем не менее, украинские ООО не могут иметь одного участника, если этот участник – другое общество с одним учредителем. ООО ограничено максимальным количеством участников – 100. Чтобы создать ООО, учредитель должен подготовить и подать следующие документы в Государственную регистрационную службу: решение о создании общества и документ, удостоверяющий личность учредителя, устав общества, стандартную регистрационную форму. Уставный капитал должен быть уплачен в течение первого года после регистрации.

После регистрации в Государственной регистрационной службе вновь созданное ООО автоматически регистрируется как налогоплательщик в государственной налоговой инспекции, Государственной службе статистики и в Пенсионном фонде. Вся процедура регистрации занимает несколько дней.

(б) Уставный капитал

Отсутствует требование относительно минимального уставного капитала ООО. Взносы учредителей могут быть внесены в денежной или натуральной форме (но не в форме услуг). Уставный капитал ООО может быть увеличен, и любые такие изменения подлежат регистрации в Государственной регистрационной службе.

(в) Доли

Участники общества с ограниченной ответственностью владеют долями, выраженными в процентном соотношении к капиталу общества. Уставом общества может быть ограничена передача долей участников. Другие участники имеют преимущественное право на приобретение долей, которые продаются участниками.

(г) Управленческая структура

Общее собрание участников является высшим органом в компании. Общее собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 50 процентами голосов. Исполнительный орган власти компании (единоличный – директор или коллективный – правление) отвечает за ежедневное управление. Иностранные работники могут быть наняты на работу, но обязательным условием для этого является получение разрешения на трудоустройство.

(д) Ответственность руководителей

Руководители и должностные лица могут быть привлечены к ответственности перед обществом за свои действия или перед третьими лицами за действия общества в случаях, предусмотренных законом. Должностное лицо должно действовать в интересах общества, разумно и добросовестно и не может превышать своих полномочий. На практике компании сложно привлечь к ответственности руководителя за неисполнение своих обязанностей, если только круг его обязанностей детально не изложен в уставе или подобном документе или в трудовом договоре с директором. Кроме того, руководители и должностные лица общества могут понести ответственность за нарушение трудового, административного или уголовного законодательства.

(е) Ответственность материнской компании

В общем, ответственность материнской компании ООО ограничена размером ее доли в уставном капитале. Материнская компания не несет ответственности за долги своих дочерних предприятий (за исключением случаев, когда является гарантом долгов своей дочерней компании). В качестве исключения из общего правила, материнская компания может нести ответственность по долгам своей дочерней компании, возникшим до ее учреждения. Другое исключение, если холдинговая компания (открытое акционерное общество, владеющее акциями двух или больше дочерних предприятий) приводит к банкротству зависимого дочернего предприятия; в этом случае она несет ответственность за долги этого дочернего предприятия.

(ж) Требования к отчетности

ООО обязано предоставить Государственному регистратору информацию относительно изменений в уставе ООО, филиалов и представительств, ликвидации и банкротства и т. п. Кроме того, компания должна предоставлять финансовые отчеты, стандартные отчеты в налоговую службу и другие органы власти.

Акционерное общество

Акционерное общество является субъектом хозяйственной деятельности, доля его капитала делится на акции одинаковой номинальной стоимости. Как и в ООО, акционеры АО не несут ответственности по обязательствам компании, их ответственность ограничена инвестициями каждого акционера. Минимальный уставный капитал АО составляет 1250 минимальных заработных плат (около 65000 евро). Акционерное общество может быть основано одним или несколькими физическими или юридическими лицами, резидентами или нерезидентами. В соответствии с Законом Украины "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) существует два типа АО: частные и публичные акционерные общества (раньше в украинском законодательстве существовали закрытые и открытые АО).

(а) Частное акционерное общество

Максимальное количество акционеров частного АО не ограничено. Частное АО может осуществлять только частное размещение акций (в том числе распределение акций при учреждении). Акционеры частного АО имеют преимущественное право на приобретение акций, которые продаются другими акционерами, если устав АО предоставляет такое право.

Общее собрание акционеров является высшим органом общества. Общее собрание акционерного общества имеет кворум при условии регистрации для участия в нем акционеров, совокупно являющихся владельцами более чем 50 процентов голосующих акций. Исполнительный орган компании (директор или правление) отвечает за ежедневное управление обществом.

В соответствии с Законом об АО в АО с количеством акционеров – владельцев простых акций 10 человек и более создание наблюдательного совета обязательно. В других случаях наличие наблюдательного совета необязательно. Если наблюдательный совет учрежден, члены совета выбираются в зависимости от количества голосующих акций (на пропорциональной основе) или кумулятивным голосованием. Кумулятивное голосование означает, что во время голосования право голоса одного акционера умножается на количество членов наблюдательного совета, которые должны быть избраны. Акционер вправе отдать все свои голоса одному кандидату наблюдательного совета или может распределить свои голоса между всеми кандидатами. Эффект кумулятивного голосования способствует увеличению количества голосов, отданных миноритарными акционерами.

(б) Публичное акционерное общество

Публичное АО может иметь неограниченное количество акционеров. Акции публичного акционерного общества могут размещаться частным образом (во время учреждения разрешено только частное размещение акций) или публично. Акции публичного АО могут свободно продаваться, поскольку другие акционеры не имеют преимущественного права. Акции публичного АО могут быть проданы на бирже. Члены наблюдательного совета публичного АО должны выбираться путем кумулятивного голосования. Все публичные акционерные общества обязаны по закону иметь веб-сайт, который должен содержать информацию о компании, как этом изложено в соответствующих документах АО (устав, положение об общем собрании, наблюдательном совете, принципы (кодекс) корпоративного управления, годовую финансовую отчетность и т. п.).

1.3 Трудовые отношения и условия труда

Трудовые отношения и условия труда в Украине регулируются Конституцией Украины, Кодексом законов о труде Украины и Законом Украины "О занятости населения", которые обеспечивают социальную защищенность работников. Эти законы применяются ко всем работникам независимо от того, является ли работник иностранцем или гражданином Украины.

Трудовой кодекс регулирует следующие основные сферы трудовой деятельности:

• защиту работающих молодых людей и беременных женщин,

• максимальную продолжительность рабочей недели,

• минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск,

• минимальные сроки уведомления о прекращении трудовых отношений и т. п.

Стандартный рабочий день в Украине составляет 8 часов с пятидневной рабочей неделей и 7 часов с шестидневной рабочей неделей. Нормальная рабочая неделя составляет 40 часов, с понедельника по пятницу. У сотрудников есть ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 календарных дня.

Украинское трудовое законодательство также предусматривает различные гарантии работникам, а именно:

• заработная плата за рабочее время, проведенное по поручениям профсоюзов, с целью представительства в суде, голосования и исполнения других государственных или общественных обязанностей;

• право сохранить занимаемую должность на время прохождения программы обучения;

• заработная плата на время госпитализации для медицинского обследования (если такое обследование предусмотрено законом);

• выходное пособие в определенных случаях.

Работники имеют право на создание профсоюзов и участие в управлении компанией (хотя на практике этого правила не придерживаются).

Зарплата не может быть ниже минимальной заработной платы, указанной в законе. В данное время этот порог установлен на уровне 1450 гривен в месяц (около 50 евро).

2. ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ

2.1 Банки и местные финансы

Существующая на сегодня банковская система Украины начала формироваться в 1991 году, после принятия Закона "О банках и банковской деятельности". Это двухуровневая структура с Национальным банком Украины (НБУ) во главе с большим количеством коммерческих банков разных форм собственности. НБУ является центральным банком страны, его основной задачей является внедрение и осуществление единой денежно-кредитной политики. НБУ устанавливает правила проведения операций, бухгалтерского учета и отчетности в коммерческих банках, решает вопросы стабильности национальной валюты и предоставления лицензий в банковской сфере.

Учетная ставка НБУ установлена в размере 16.5 % с 24 июня 2016 года.

В данное время насчитывается около 109 лицензированных коммерческих банков в Украине (в т. ч. 42 с иностранным капиталом), самыми крупными из которых являются Приватбанк, Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль, Сбербанк, Укрэксимбанк и Укрсиббанк.

В соответствии с законодательством коммерческие банки в Украине могут быть учреждены как публичные акционерные общества или кооперативные банки. Иностранным банкам разрешено иметь представительства или филиалы в Украине. Банки должны гарантировать конфиденциальность счетов, вкладов и соглашений своих клиентов.

Новый коммерческий банк, работающий в Украине, должен иметь минимальный капитал в размере 500 млн гривен (приблизительно 17,85 млн евро) на день регистрации. Для существующих банков, не отвечающих этому требованию, устанавливается график постепенного увеличения уставного капитала до 500 млн грн до 2024 года.

Банки не могут аккумулировать капитал, источник которого не был точно установлен. Также необходимо получить разрешение НБУ (на каждом этапе) для юридического или физического лица на владение 10 %, 25 %, 50 % или 75 % уставного капитала банка.

Для предотвращения отмывания денег банк должен идентифицировать всех лиц, осуществляющих "подозрительные операции" и/или операции в размере свыше 150000 грн (приблизительно 5400 евро). Определение "подозрительные операции" включает, в частности, следующее:

• объем финансовых операций не совпадает с объемами обычной деловой активности клиента;

• несоответствие между стоимостью продукции/работы/услуги/актива (в том числе ценных бумаг и корпоративных прав), заявленной в сделке / счете-фактуре / актах выполненных работ, и ее (его) справедливой рыночной ценой, сложившейся на рынке идентичных, а при ее отсутствии – однородной продукции/работы/услуги/актива (в том числе ценных бумаг и корпоративных прав);

• участник финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (на территории), которое отнесено Кабинетом Министров Украины к перечню офшорных зон;

• банк контрагента по финансовой операции имеет место регистрации в государствах Балтии. Местонахождение контрагента за пределами этих государств.

Банки должны сохранять все документы, удостоверяющие личность, в течение пяти лет.

Украинское юридическое или физическое лицо может открыть счет в любом украинском банке и иметь любое количество счетов. Все банки и налогоплательщики обязаны информировать налоговые органы об открытии или закрытии счета в банке.

Представительства нерезидентов могут иметь счета типа "Н" или "П". Счета типа "Н" открываются только для финансирования представительских нужд нерезидентов, которые не ведут коммерческой деятельности в Украине. Счета типа "П" открываются для представительств, получающих доходы от коммерческой деятельности.

Украинские банки используют передовые системы электронных платежей с 1994 года.

2.2 Требования к отчетности и аудиту

Принципы и процедуры подготовки бухгалтерской отчетности в Украине регулируются Законом "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" 1999 года. В соответствии с законом система бухгалтерского учета должна быть основана на национальных стандартах бухгалтерского учета, согласованных с международными стандартами бухгалтерского учета. Порядок подготовки финансовой отчетности также был согласован с международными стандартами бухгалтерского учета.

Все юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны сохранять необходимый комплект бухгалтерских записей и первичных документов и соблюдать установленный порядок ведения бухгалтерских счетов. Все бухгалтерские отчеты и первичные документы должны храниться в течение трех лет, но годовые финансовые отчеты должны храниться на протяжении десяти лет.

Календарный год считается годовым отчетным периодом для всех лиц. Финансовая отчетность должна быть подготовлена по состоянию на последний день отчетного периода. Для субъектов хозяйствования, которые ведут бухгалтерский учет с использованием двойной записи, финансовая отчетность включает в себя баланс, отчет о финансовых результатах, о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к финансовой отчетности. Квартальные отчеты должны представляться не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Годовые отчеты должны подаваться не позднее 20 февраля следующего года после отчетного. Недавно зарегистрированные лица должны представлять свой первый отчет в течение 12 – 15 месяцев с момента регистрации. В соответствии с национальными стандартами обязательный аудит украинских предприятий может осуществляться только сертифицированными украинскими аудиторскими компаниями. Аудит является обязательным для финансовых отчетов, которые должны быть официально опубликованы с целью подтверждения полноты и достоверности годового бухгалтерского баланса и финансовой отчетности коммерческих банков, бирж, фондов, предприятий и других организаций независимо от их формы собственности. Эмитенты ценных бумаг и деривативов, публичные акционерные общества, предприятия – эмитенты облигаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые учреждения и другие субъекты хозяйствования, отчетность которых в соответствии с законодательством Украины подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет государственного бюджета, проходят обязательный аудит.

18 апреля 2003 года Аудиторская палата Украины приняла международные стандарты аудита (МСА) и Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров (IFA) вместо украинских стандартов аудита. С тех пор ISA и Кодекс этики стали обязательными для всех сертифицированных аудиторов в Украине.

2.3 Контроль обменного курса

Национальный банк Украины придерживается политики гибкого обменного курса, но использует административные механизмы контроля валютного курса. Расчеты в торговых операциях между резидентами и нерезидентами Украины были разрешены в свободноконвертируемой валюте и гривне (раньше расчеты в гривне между резидентами и нерезидентами не были разрешены). Тем не менее, все еще существует широкий спектр административных механизмов управления курсом украинской валюты.

(а) Ограничение на приобретение иностранной валюты

Иностранная валюта может быть приобретена для следующих основных целей:

• оплата иностранным поставщикам товаров/работ/услуг,

• выплата дивидендов, процентов и роялти за границу,

• погашение зарегистрированных в НБУ кредитов в иностранной валюте и т. п.

7 июня 2016 года НБУ издал постановление № 342 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины", которое, в частности, устанавливает требование обязательной конвертации валютных поступлений в размере 65 % и разрешение на выплату дивидендов нерезидентам только за 2014 и 2015 годы. Постановление действует до 14 сентября 2016 года.

(б) Лицензирование отдельных типов валютных операций

Украинской компании необходимо получить индивидуальную лицензию НБУ относительно следующих операций:

• инвестиции за границу, включая создание дочерних предприятий в другой стране и передачу капитала для финансирования их деятельности,

• зачисление средств на банковские счета, открытые за границей,

• приобретение акций нерезидентов за наличный расчет и т. п.

(в) Правило "180 дней"

Выплаты украинскими компаниями нерезидентам за импортированные товары/услуги и т. д. обычно не требуют индивидуальной лицензии НБУ. Однако если украинская компания делает авансовый платеж иностранной компании в счет будущих поставок, украинская компания должна осуществить фактический ввоз товаров или получение услуг в течение 180 дней после даты авансового платежа. 180-дневный период может быть продлен только при наличии индивидуального разрешения Министерства экономического развития и торговли. Несоблюдение 180-дневного срока украинской компанией может привести к начислению компании штрафных санкций (0,3 % в день, но не больше суммы аванса).

Подобным образом, в случае экспорта товаров или предоставления услуг нерезиденту украинская компания должна получить выручку в течение 180 дней.

НБУ имеет право вводить на срок до шести месяцев другие сроки расчетов, нежели 180 дней. Так, НБУ сократил указанный выше срок до 90 дней.

Подобным образом, в случае экспорта товаров или предоставления услуг нерезиденту украинская компания должна получить выручку в течение 180 дней.

НБУ имеет право вводить на срок до шести месяцев другие сроки расчетов, нежели 180 дней. Так, временно до 3 июня 2015 года НБУ сократил указанный выше срок до 90 дней.

2.4 Инвестиционные льготы

В 2016 году не было введены никакие инвестиционные льготы.

2.5 Торговое регулирование и стандарты

Одним из основных положений, регулирующих правовой режим перевозки товаров через таможенную границу Украины, является Таможенный кодекс Украины. Он устанавливает разные виды таможенных режимов, а именно: импорт/экспорт, реимпорт/реэкспорт, транзит, временный экспорт/импорт, переработка товаров на/вне таможенной территории Украины, таможенного склада, специальных таможенных зон, беспошлинных магазинов, уничтожения товаров, отказа от товаров в пользу государства.

Импортер/экспортер товаров обязан предоставить специальный документ (таможенную декларацию) в таможенные органы для таможенного оформления товаров. Таможенная декларация обычно включает сведения о товарах, их спецификации, таможенной стоимости (может отличаться от закупочной/продажной), объеме, таможенном режиме и т. п.

Таможенная стоимость ввезенных товаров, указанных в таможенной декларации, должна быть определена по рыночным ценам. В ином случае украинские таможенные органы могут внести коррективы в заявленную таможенную стоимость товаров. По общему правилу, таможенные сборы и пошлина исчисляются и уплачиваются на основании данных, представленных в таможенной декларации. Если общая стоимость товаров, перевозимых через таможенную границу Украины, не превышает 300 евро, потребность в заполнении таможенной декларации отсутствует.

Украинские таможенные органы часто воспринимаются местными предприятиями и иностранными инвесторами как один из самых сложных регуляторных органов в Украине. Компьютеризация процесса таможенного оформления и соответствие украинского законодательства нормам ЕС остаются главными приоритетами украинской таможенной службы.

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

В Украине налоги и обязательные платежи взимаются в соответствии с Налоговым кодексом Украины (вступил в силу с 2011 года). С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были внесены значительные изменения, согласно которым налоги и обязательные платежи включают следующие:

1. налог на прибыль предприятия ("НПП");

2. налог на добавленную стоимость ("НДС");

3. налог на доходы физических лиц ("НДФЛ");

4. единый социальный взнос ("ЕСВ");

5. временный военный сбор (введенный с 3 августа 2014 г. до окончания реформы Вооруженных Сил Украины);

6. акцизный налог;

7. налог на имущество;

8. пошлина;

9. рентная плата.

Налоги и обязательные сборы приносят около 72 % государственных доходов. Более 3/4 налоговых платежей собираются за счет НДФЛ, НДС и НПП.

Все компании-налогоплательщики обязаны регистрироваться в государственной налоговой службе ("ГНС") и получить индивидуальный налоговый номер (ИНН). Регистрация осуществляется в местной налоговой инспекции по месту юридической регистрации компании. Представительство иностранной компании (с/без права ведения коммерческой деятельности) также обязано придерживаться процедуры налоговой регистрации.

Без ИНН невозможно открыть банковский счет в Украине.

4. НАЛОГИ, КОТОРЫЕ УПЛАЧИВАЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1 Налог на прибыль предприятия

(а) Налоговые ставки

Начиная с 1 января 2014 года, основная ставка налога на прибыль снижена до 18 %.

Сельскохозяйственные предприятия могут получить право на упрощенный налоговый режим. Страховые компании платят НПП по специальной процедуре.

В Украине администрирование НПП носит централизованный характер, на региональном или местном уровнях никакие дополнительные НПП не взимаются. Налогоплательщики самостоятельно рассчитывают НПП за каждый отчетный период.

Начиная с 01.01.2016 года, по общему правилу налоговая декларация подается поквартально (в некоторых случаях (вновь созданные, предприятия с годовым доходом меньше 20 млн грн) – за год).

(б) База налогообложения

НПП взимается с налогооблагаемой прибыли резидентов-налогоплательщиков и с дохода нерезидентов, с источником его происхождения из Украины. База налогообложения НПП определяется как прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Налогового кодекса. Доход включает в себя любые доходы от реализации товаров/работ/услуг, доходы от прироста капитала, доход от курсовой разницы, бесплатно полученные средства и товары, услуги, прочие налогооблагаемые поступления наличностью, в форме имущества или в форме нематериальных активов, начисленные в течение отчетного периода.

В Украине для целей налогового учета по НПП используется метод начисления. Доходы начисляются в налоговом периоде, когда происходит передача права собственности на товары/услуги/работы, в то время как расходы (формирующие себестоимость реализованных товаров/работ/услуг) признаются в период признания доходов от поставки таких товаров/работ/услуг.

(в) Доходы, не учитываемые для определения объекта налогообложения

Следующие доходы не включаются в базу налогообложения:

• взносы в уставный фонд;

• взносы в денежной или натуральной форме согласно договорам о совместной деятельности на территории Украины (без создания юридического лица в Украине);

• эмиссионный доход, полученный эмитентом-налогоплательщиком;

• дивиденды, полученные от резидентов и нерезидентов, находящихся под контролем получателя.

(г) Разрешенные отчисления

Большинство бизнес-расходов включаются в налоговые расходы для целей НПП. Однако вычеты некоторых расходов специально ограничены (например, проценты по кредитам от связанных нерезидентов; роялти, выплачиваемые нерезидентам).

(д) Трансфертное ценообразование

Объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, принимающим участие в одной или больше контролируемых операциях, считается отвечающим принципу "вытянутой руки", если условия указанных операций не отличаются от условий, которые применяются между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Перечень контролируемых операций

Контролируемыми операциями для целей трансфертного ценообразования являются следующие операции, при условии, что общий объем дохода налогоплательщика и/или его связанных лиц превышает 50 млн гривен за год и объем хозяйственных операций налогоплательщика с одним контрагентом превышает 5 млн гривен за соответствующий год:

• хозяйственные операции, влияющие на объект налогообложения сторон (стороны) таких операций, осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами – нерезидентами; хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов;

• хозяйственные операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве, которое включено в перечень государств, утвержденный Кабинетом Министров Украины, в которых ставка корпоративного налога на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине, которые не раскрывают в публичном доступе информацию о структуре собственности юридических лиц, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией. Перечень таких государств обнародует уполномоченный государственный орган.

Методы определения цены в контролируемых операциях

Следующие методы используются для определения цены в контролируемых операциях:

1. сравнительной неконтролируемой цены;

2. цены перепродажи;

3. "расходы плюс";

4. чистой прибыли;

5. распределения прибыли.

Налогоплательщик может использовать любой метод, который он обоснованно считает наиболее целесообразным, однако в случае, если существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, должен применяться метод сравнительной неконтролируемой цены. Для определения наиболее сопоставимой цены товаров по принципу "вытянутой руки" для импорта и экспорта товаров используется средняя цена таких товаров, сложившаяся на товарной бирже за декаду, предшествующую проведению контролируемой операции.

Годовая отчетность и штрафы

Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год. Налогоплательщики, в течение отчетного периода осуществлявшие контролируемые операции с одним контрагентом на сумму больше 5 млн грн, обязаны подавать отчет о контролируемых операциях налоговому органу до 1 мая года, следующего за отчетным.

В случае непредставления или несвоевременного представления отчета о контролируемых операциях предусмотрен штраф в размере 300 минимальных зарплат по состоянию на 1 января отчетного года (в 2016 г. – приблизительно 15600 евро), в случае невключения контролируемой операции в отчет – штраф в размере 1 % незадекларированных операций, в случае непредставления документации относительно неконтролируемых операций – 3 % суммы операций, по которым не была представлена документация, но не больше 200 минимальных зарплат (или 10400 евро).

(е) Налог с доходов нерезидентов

Любой доход, полученный (или выплаченный) компанией-резидентом нерезиденту, облагается налогом с доходов нерезидентов ("НДН") в Украине в размере 15 процентов. Такими доходами могут быть дивиденды, проценты, роялти, доходы от прироста капитала, арендные платежи, брокерские и агентские комиссии и т. п. Доходы, полученные как оплата за товары/услуги/работы, предоставленные резиденту, в основном освобождены от НДН. Прочие ставки НДН применяются к определенным типам доходов нерезидента (например, фрахт, страховые взносы и плата за производство и/или распространение рекламы). Ставка НДН может быть уменьшена в соответствии с конвенциями об избежании двойного налогообложения (Приложение 1).

(є) Налогообложение представительств

Постоянное представительство – постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная/газовая буровая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, используемые для доставки товаров, сервер.

Постоянные представительства являются обычными плательщиками НПП. Однако освобождение от уплаты налога возможно, если деятельность представительства не приводит к созданию постоянного представительства (ПП) согласно Налоговому кодексу Украины или соответствующей международной конвенции об избежании двойного налогообложения.

Налогооблагаемая прибыль постоянного представительства может быть определена на основе прямого или косвенного метода. В соответствии с прямым методом прибыль определяется как совокупный доход (полученный постоянным представительством за пределами и на территории Украины), уменьшенный на налоговые расходы представительства. Однако если невозможно определить расходы, связанные с деятельностью представительства, налоговые расходы определяются условно как 70 % от совокупного дохода представительства.

(ж) Правила относительно уровня капитализации

Для должника, у которого сумма долговых обязательств, возникших по операциям со связанными лицами – нерезидентами, превышает сумму собственного капитала более чем в 3.5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, более чем в 10 раз), финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и прочим долговым обязательствам над 50 процентами суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляется начисление таких процентов. Проценты, превышающие сумму этого ограничения, которые увеличили финансовый результат до налогообложения, уменьшают финансовый результат до налогообложения будущих отчетных налоговых периодов в сумме, уменьшенной ежегодно на 5 процентов до полного ее погашения.

(з) Налоговые льготы

Налоговый кодекс предусматривает налоговые льготы для некоторых предприятий, в том числе и для небольших компаний. В частности, компании, которые были зарегистрированы в период с 1 апреля 2011 года до 1 января 2016 года, имеют право (с определенными ограничениями) на нулевую ставку НПП при условии, что их совокупный годовой доход не превышает 3 млн грн (приблизительно 107000 евро), а заработная плата работников составляет не меньше 2-х минимальных заработных плат (на сегодня 100 евро в месяц) в отчетном периоде.

4.2 Налог на добавленную стоимость

(а) Налоговая ставка

По общим нормам, НДС взимается с поставки товаров и услуг на таможенной территории Украины и на импорт товаров и услуг в Украину в размере 20 % (7 % для лекарств и изделий медицинского назначения).

Поставки некоторых товаров и услуг (например, благотворительная помощь, финансовые услуги и т. п.) освобождаются от уплаты или не являются объектом обложения НДС (без права на налоговый кредит).

Для экспортных поставок товаров действует нулевая ставка налогообложения (освобождение с правом на налоговый кредит).

(б) Регистрация плательщика НДС

Регистрация в качестве плательщика НДС является обязательной для всех украинских предприятий, физических лиц – предпринимателей и представительств компаний-нерезидентов, которые признаются как плательщики НДС (то есть если объем облагаемых НДС операций превышает 1000000 грн (приблизительно EUR 35000) за любые предыдущие 12 месяцев деятельности).

Добровольная регистрация в качестве плательщика НДС также возможна в рамках действующего законодательства на основании поданного заявления (даже при объеме продажи меньше указанной выше суммы).

(в) Механизм расчета НДС

Сумма НДС, которую зарегистрированный плательщик НДС уплачивает в составе стоимости приобретенных товаров и услуг (так называемый входной НДС), может быть зачислена в счет уменьшения НДС-обязательств плательщика при расчете окончательной суммы НДС, подлежащей уплате в (или возмещению из) бюджет/-а. Сумма входного НДС, превышающая НДС-обязательство, может быть использована для уменьшения НДС-обязательств в следующих налоговых периодах или возвращена в денежной форме.

Начисление и уплата НДС при импорте товаров/работ/услуг происходит по помощи механизма обратных отчислений (который иногда называют "НДС на импорт"). Он предусматривает самостоятельное начисление и уплату 20 % НДС украинским импортером за налоговый период (месяц), в котором товары/услуги импортируются в Украину. Обычно уплаченный НДС включается в налоговый кредит импортером-налогоплательщиком в том же (для импортируемых товаров) или в следующем (для услуг) налоговом периоде (месяце). Если импортные товары или услуги используются в операциях, которые освобождены от обложения НДС, или используются не в хозяйственной деятельности импортера – налогоплательщика, уплаченная сумма НДС на импорт не возмещается и таким образом является расходами украинского импортера.

Вышеописанный механизм обратных начислений не применяется, если нерезидент – поставщик услуг имеет постоянное представительство, зарегистрированное в Украине в качестве плательщика НДС. В этом случае постоянное представительство отвечает за начисление НДС-обязательств, уменьшение на сумму входного НДС и перечисление разницы в государственный бюджет.

(г) Система электронного администрирования НДС

Налогоплательщикам автоматически открываются счета в системе электронного администрирования НДС. Система электронного администрирования НДС обеспечивает автоматический учет в разрезе налогоплательщиков:

• суммы налога, содержащиеся в выданных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;

• суммы налога, уплаченные плательщиками при ввозе товара на таможенную территорию Украины;

• суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;

• суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных.

(д) НДС-отчетность

Для целей НДС отчетным периодом является календарный месяц. Плательщики НДС обязаны подавать декларации по НДС в течение 20 дней после окончания отчетного месяца. Сумма НДС, подлежащая уплате, если такая есть, должна быть уплачена в бюджет на протяжении 30 дней после окончания отчетного месяца.

4.3 Единый налог

Юридические лица и частные предприниматели могут выбрать уплату налогов в соответствии с так называемой упрощенной системой налогообложения, если они отвечают определенным требованиям. В таком случае они могут быть зарегистрированы в качестве плательщиков единого налога ("ЕН"). Плательщики единого налога освобождаются от некоторых налогов. Например, в зависимости от группы плательщиков единого налога, ЕН заменяет НПП, налог на доходы физических лиц относительно предпринимательской деятельности физического лица, НДС (если налогоплательщик выбирает уплачивать ЕН по сниженной ставке плюс НДС), земельный налог (на земельные участки, используемые в коммерческих целях) и др.

Если налогоплательщик принимает участие в некоторых исключенных видах предпринимательской деятельности, он не может облагаться налогами как плательщик ЕН. Исключенные виды деятельности включают, например, обмен валют, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров, игорный бизнес, финансовые услуги и т. п. Нерезиденты также не имеют права использовать упрощенную систему.

Упрощенная система налогообложения делится на четыре группы. Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков ЕН первой, второй и четвертой групп являются календарный год. Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков ЕН третьей группы является календарный квартал.

Детальная информация относительно каждой группы плательщиков ЕН, а также относительно порогов дохода и видов деятельности, которой могут заниматься плательщики ЕН, приведена в приложении 2.

5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

5.1 Налог на доходы физических лиц

В Украине физические лица подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, в зависимости от того, являются ли они налоговыми резидентами или нет. Физические лица – резиденты Украины облагаются налогом с дохода, полученного как в Украине, так и за ее пределами, в то время как нерезиденты облагаются налогом только на доходы с источником их происхождения в Украине. Согласно украинскому законодательству доходом с источником происхождения из Украины считается любой доход, полученный физическим лицом в результате любой трудовой и предпринимательской деятельности, которая осуществляется в Украине, которая, в частности, включает в себя оплату за выполненную работу в Украине, независимо от того, кем оплачивается такая работа – украинской или иностранной компанией.

Согласно украинскому законодательству физическое лицо может считаться налоговым резидентом Украины, если он/она отвечает критериям украинского налогового резидента, в т. ч.:

• Физическое лицо считается украинским налоговым резидентом, если он/она имеет место жительства в Украине.

• Если физическое лицо также проживает в другой стране, физическое лицо считается резидентом Украины при условии, что он/она имеет постоянное место жительства в Украине.

• При наличии постоянного места жительства в другой стране физическое лицо считается резидентом Украины при условии, которое ее/его центр жизненных интересов находится в Украине.

• Если невозможно определить фактический центр жизненных интересов или если физическое лицо не имеет постоянного места жительства ни в одной из стран, физическое лицо считается налоговым резидентом Украины, если он/она находится на территории Украины не меньше 183 дней в течение налогового (календарного) года.

В Украине физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, облагаются налогами по налоговой ставке 18 %.

Дивиденды облагаются налогами по ставке 5 %, если предприятие, выплачивающее дивиденды, является плательщиком НПП, и 18 % в других случаях.

Проценты на депозитные и текущие счета облагаются налогами по ставке 18 %.

Как правило, любая выплата работодателем или возмещение расходов работника облагается налогами в Украине, за исключением случаев, когда такая выплата и/или возмещение расходов украинским работодателем связана с трудовыми обязанностями работников в соответствии с трудовым соглашением или прописана в коллективном договоре.

Согласно украинскому законодательству доходы, полученные из иностранных источников, или доходы, полученные из украинских источников, из которых не был удержан налог во время выплаты, подлежат налогообложению в Украине на основе годовой налоговой декларации. Обязанность информировать о таких доходах в Украине и уплачивать налог возлагается на физическое лицо. Налоговая декларация подается в местную налоговую инспекцию по месту проживания физического лица в Украине.

Годовая налоговая декларация подается не позднее 30 апреля, следующего за отчетным (календарным) годом. Самостоятельно рассчитанный налог уплачивается не позднее 31 июля, следующего за отчетным (календарным) годом. Налог может быть уплачен только в гривнях.

Однако если в течение года все выплаты физическому лицу (налоговому резиденту или нерезиденту) осуществляются юридическим лицом – резидентом в виде заработной платы, налог удерживается с источника выплаты. В этом случае физическое лицо не обязано представлять налоговую декларацию в Украине.

Следует подчеркнуть, что если действующие международные договоры в Украине (то есть договоры об избежании двойного налогообложения) предусматривают налоговый режим отличный от того, который предусмотрен в украинском законодательстве, положения международных договоров должны превалировать над внутренним законодательством.

Военный сбор

Кроме того, временно, с 3 августа 2014 года применяется дополнительный военный сбор в размере 1,5 % от размера доходов в виде зарплаты (удерживается работодателем при выплате доходов) и с 1 января 2015 года прочих доходов, являющихся объектом налога на доходы физических лиц.

6. ПРОЧИЕ НАЛОГИ

6.1 Ввозная пошлина

Ввоз оборудования, техники, материалов и других товаров обычно облагается ввозной пошлиной. Ввозная пошлина не начисляется, если иностранный акционер (инвестор) ввозит оборудование и технику как взнос в уставный капитал своей украинской дочерней компании, при условии, что украинская компания не отчуждает ввезенное оборудование и технику в течение 3 лет.

В то же время взносы в уставный капитал в натуральной форме облагаются НДС по ставке 20 %.

Импортная (ввозная) пошлина взимается с таможенной стоимости импортированных товаров и рассчитывается или по адвалорным ставкам (например, в процентах от таможенной стоимости импортированных товаров), или как фиксированная сумма за единицу импорта, или как комбинация двух вышеупомянутых вариантов. Стандартные ставки пошлины на ввоз определенных товаров определяются Законом Украины "О Таможенном тарифе Украины".

Льготные ставки пошлины применяются к товарам происхождением из стран, имеющим режим самого большого содействия (при условии предоставления сертификата происхождения товара), полные ставки пошлины применяются для других стран.

Как указано выше, импортированные товары облагаются налогами 20 % НДС, который уплачивается с использованием механизма обратных отчислений импортером. Сумма НДС исчисляется с суммы таможенной стоимости импортированных товаров, ввозных таможенных сборов и акцизных сборов. Кроме того, при ввозе в Украину подакцизных товаров (например, сигареты, алкогольная продукция и т. п.) импортер обязан уплатить акциз перед таможенным оформлением.

Экспортированные из Украины товары обычно облагаются НДС по ставке 0 % и в основном освобождаются от экспортной пошлины.

6.2 Акцизный налог

Сумма акцизного налога при импорте устанавливается по ставкам от суммы заявленной таможенной стоимости, с начислением пошлины и без учета НДС. Оплата должна быть осуществлена в украинской валюте по обменному курсу Национального банка Украины, действующему на день оплаты.

Акцизный налог также уплачивается украинскими производителями подакцизных товаров.

Акцизный налог взимается со следующих товаров: автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, горючее и электроэнергия.

Также введен 5 % акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия), уплачиваемый предприятиями розничной торговли.

6.3 Налог на недвижимое имущество

Объектом налогообложения является жилая и нежилая недвижимость в собственности физических и юридических лиц. Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости. Ставка налога устанавливается в размере до 3 % (то есть на время публикации до 43,5 грн / EUR 1,5) размера минимальной заработной платы за 1 кв. м базы налогообложения в год. База налогообложения объекта жилой недвижимости, находящаяся в собственности физического лица, уменьшается:

• для квартиры/квартир независимо от их количества – на 60 кв. м;

• для жилого дома / домов независимо от их количества – на 120 кв. м;

• для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов), – на 180 кв. м.

Налоговый период равен налоговому году. Первый раз налог на недвижимое имущество будут уплачивать в 2016 году относительно недвижимости, находящейся в собственности в 2015 году.

7. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС

В дополнение к налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), оплата труда, премии, пособия и прочие выплаты работникам (украинским или иностранным гражданам) юридических лиц или представительств являются базой для расчета единого социального взноса (ЕСВ), который уплачивается как работодателями, так и работниками. Только иностранцы, работающие в представительстве иностранной компании, не обязаны уплачивать ЕСВ.

База налогообложения для ЕСВ ограничивается верхней границей месячного дохода (25 прожиточных минимумов, или 36250 гривен (приблизительно 1295 евро) в месяц).

ЕСВ, подлежащий к уплате работодателем, начисляется и уплачивается одновременно с выплатами дохода. Взнос работодателя составляет 22 % от начисленного дохода / верхней границы.

8. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Таблица ставок налога на репатриацию

В таблице представлен список ставок налога на репатриацию, которые могут быть применены к определенным видам доходов, полученных нерезидентами в Украине. Общая ставка налога составляет 15 %.

Соглашения о двойном налогообложении / получатель находится в

Ставка налога на репатриацию

Дивиденды, %

Проценты, %

Роялти, литературные произведения, %

Роялти, промышленная собственность, %

Алжир

5 (25)/15

10

10

10

Армения

5 (25)/15

10

0

0

Австрия

5 (10)/10

2/5

5

0

Азербайджан

10

10

10

10

Беларусь

15

10

15

15

Бельгия

5 (20)/15

2/5

5

0

Бразилия

10 (25)/15

15

15

15

Болгария

5 (25)/15

10

10

10

Канада

5 (20)/15

10

0/10

10

Китай

5 (25)/10

10

10

10

Хорватия

5 (25)/10

10

10

10

Кипр

5 (20)/15

2

10

5

Куба

5/15

10

0

5

Чешская Республика

5 (25)/15

5

10

10

Дания

5 (25)/15

10

10

10

Египет

12

12

12

12

Эстония

5 (25)/15

10

10

10

Финляндия

5 (20)/15

5/10

10

5

Франция

5 (10/20)/15

2/10

10

0

Грузия

5 (25)/10

10

10

10

Германия

5 (20)/10

2/5

5

0

Греция

5 (25)/10

10

10

10

Венгрия

5 (25)/15

10

5

5

Исландия

5 (25)/15

10

10

10

Индия

10 (25)/15

10

10

10

Индонезия

10 (20)/15

10

10

10

Иран

10

10

10

10

Израиль

5 (25)/10/15

5/10

10

10

Италия

5 (20)/15

10

7

7

Япония

15

10

0

10

Иордания

10 (25)/15

10

10

10

Казахстан

5 (25)/15

10

10

10

Корея

5 (25)/15

5

5

5

Кувейт

5

0

10

10

Киргизия

5 (50)/15

10

10

10

Латвия

5 (25)/15

10

10

10

Ливия

5 (25)/15

10

10

10

Ливан

5 (20)/15

10

10

10

Литва

5 (25)/15

10

10

10

Македония

5 (25)/15

10

10

10

Малайзия

15

15

15

10

Мексика

5 (25)/15

10

10

10

Молдова

5 (25)/15

10

10

10

Монголия

10

10

10

10

Марокко

10

10

10

10

Нидерланды

5 (20)/15

2/10

10

0

Норвегия

5 (25)/15

10

10

5

Пакистан

10 (25)/15

10

10

10

Польша

5 (25)/15

10

10

10

Португалия

10 (25)/15

10

10

10

Южно-Африканская Республика

5 (20)/15

10

10

10

Румыния

10 (25)/15

10

15

10

Россия

5/15

10

10

10

Саудовская Аравия

5 (20)/15

10

10

10

Сингапур

5 (20)/15

10

7,5

7,5

Словакия

10

10

10

10

Словения

5 (25)/15

5

10

5

Испания

18

0

0

5

Швеция

5 (20)/10

10

10

10

Швейцария

5 (20)/15

10

10

0

Сирия

10

10

18

18

Таджикистан

10

10

10

10

Таиланд

10 (25)/15

10/15

15

15

Турция

10 (25)/15

10

10

10

Туркменистан

10

10

10

10

Объединенные Арабские Эмираты

5 (10)

3

10

0

Великобритания

5 (20)/10

0

0

0

США

5 (20)/15

0

10

10

Узбекистан

10

10

10

10

Вьетнам

10

10

10

10

Югославия (Сербия и Черногория)

5 (25)/10

10

10

10

Примечания:

(1) Цифры в скобках в графе "дивиденды" указывают на минимальную долю иностранного акционера в украинской компании, для которого применена сниженная ставка налога на репатриацию (если такой акционер является фактическим владельцем таких дивидендов).

(2) Цифры в таблице, разделенные обратной косой чертой (/), указывают на то, что разные ставки налога на репатриацию могут применяться к конкретному виду прибыли согласно договору о двойном налогообложении.


Приложение 2. Характеристика групп плательщиков единого налога

Группы

Количество наемных работников

Доход за календарный год, предшествовавший переходу на ЕН

Виды деятельности

Ставка ЕН: фиксированная (% к минимальной зарплате (МЗП*) по состоянию на 1 января или % к доходу)

1 (физические лица – предприниматели)

без наемных работников

не превышает 300000 грн. (10714 евро)

розничная продажа товаров с торговых мест на рынках, предоставление бытовых услуг населению

до 10 % от минимальной зарплаты

2 (физические лица – предприниматели)

одновременно не превышает 10 человек

не превышает 1500000 грн. (53570 евро)

предоставление услуг, в т. ч. бытовых, плательщикам единого налога и/или населению;
– производство и/или продажа товаров;
– ресторанное хозяйство

до 20 % от минимальной зарплаты

3 (физические лица – предприниматели и юридические лица)

не ограничено

не превышает 5000000 грн. (178570 евро)

все виды деятельности с учетом ограничений (п. 291.5)

а) 3 % от дохода в случае уплаты НДС;

б) 5 % от дохода в случае включения НДС в состав единого налога

не ограничена

доля

Сельское хозяйство

0,09 % – 3 % нормативной денежной оценки сельскохозяйственной земли

 
КОНТАКТЫ

BDO в Украине

Харьковское шоссе, 201/203, 10-й этаж,
г. Киев, 02121, Украина

Тел. +38 044 393 26 87
Факс +38 044 393 26 88
www.bdo.ua

Партнер по налогам:
Виктор Невмержицкий, АССА
E-mail: vnevmerzhitsky@bdo.ua

Несмотря на то, что эта публикация была тщательно подготовлена специалистами компании, она может быть использована только для получения общего представления об обсуждаемом в ней предмете. Не рекомендуется использовать представленную в публикации информацию как профессиональную консультацию по конкретному вопросу. Прежде чем осуществить определенные действия или воздержаться от осуществления определенных действий на основании этой публикации, необходимо получить профессиональную консультацию специалиста. Пожалуйста, свяжитесь с BDO в Украине, чтобы обсудить эти вопросы в контексте вашей конкретной ситуации. BDO в Украине, ее партнеры, сотрудники и агенты не несут никакой ответственности за какие-либо убытки, понесенные в связи с осуществлением или отказом от осуществления определенных действий или решений на основе информации, содержащейся в этой публикации.
ООО "БДО" – предприятие, которое создано и действует согласно законодательству Украины, является членом BDO International Limited, британского общества с ответственностью, ограниченной гарантиями его членов, и является частью BDO – международной сети независимых фирм-членов.

BDO – это бренд сети BDO и каждой фирмы – члена BDO.

2014 © ООО "БДО". Все права защищены.

© Brussels Worldwide Services BVBA, 2 июля 2016
Brussels Worldwide Services BVBA
Boulevard de la Woluwe 60
1200 Брюссель
Бельгия
Телефон: +32 2 778 0130
Факс: +32 2 778 0143
bws@bwsbrussels.com
http://www.bdointernational.com

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО