Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Нефинансовые данные: динамика стремительно нарастает

Общие вопросы, связанные с расширением интереса к интегрированной отчетности, мы рассматривали в статье "Интегрированное детище принца Уильяма" ("Вестник МСФО" № 1 – 2/14). Сегодня мы продолжим эту тему, понимая, что требования к компаниям относительно раскрытия важнейших нефинансовых данных1 быстро растут.

1 Часто такие раскрытия объединяют аббревиатурой ESG, то есть отчетность по "экологическим, социальным и управленческим вопросам" (environmental, social, and governance – ESG).

2 октября 2014 года глава Совета по МСБУ, выступая с комментариями "На страже честности капитализма" (Keeping capitalism honest) на конференции Международной организации комиссий по ценным бумагам в Рио-де-Жанейро, отметил, что США вышли из финансового кризиса раньше других вследствие меньшей зависимости от банковского финансирования. Иными словами, публичное финансирование через открытый фондовый рынок рассматривается как более эффективный механизм устойчивости экономики.

Однако публичное финансирование предполагает более высокую степень транспарентности. Информационные аппетиты инвесторов растут в геометрической прогрессии2, и стандартизаторы вынуждены их так или иначе удовлетворять. Об интегрированной отчетности мы уже рассказывали. В настоящее время некоторые фондовые биржи (например ЮАР и Бразилии) уже требуют от публичных компаний представления интегрированной отчетности. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) также начинает работу в этом направлении, расширяя формальный запрос на раскрытия нефинансового характера.

2 Исследования, проведенные E&Y в 2013 году, показали, что 90 % топ-менеджеров при принятии инвестрешений используют не только финансовые данные, но и нефинансовую информацию.

Кроме уже известного нам Совета по международной интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Council – IIRC), на этом поприще развернули активную работу и другие организации. В 2011 году в США был создан Совет по стандартам отчетности устойчивого развития (SASB). Фактически учреждение этого Совета было реакцией на сформированный обществом запрос по представлению все больших массивовнефинансовых данных. Соответствующие сигналы были отражены в требованиях Сообщества социально ответственных инвесторов (Socially Responsible Investment – SRI), Принципов ответственных инвестиций ООН (Principles for Responsible Investment – PRI), Инициативы ответственных инвестиций (Initiative for Responsible Investment – IRI).

Основная миссия SASB, по мнению его учредителей, состоит в создании системы, где отчетность устойчивого развития дополняет финансовую отчетность и при этом нефинансовые и финансовые показатели можно оценивать совокупно ради получения максимально полной картины о бизнесе.

SASB работает в тесной связке с SEC и уже выпустил стандарты нефинансовой отчетности для 27 отраслей экономики.

Европа не отстает. Находясь в общем тренде, еврочиновники также стали наращивать требования к компаниям относительно раскрытия нефинансовой информации. В феврале 2013 года Европарламент принял две резолюции, стимулирующие развитие социального учета, а в апреле того же года Еврокомиссия приняла предложения по увеличению прозрачности в социальных и экологических вопросах (IP/13/330). Европарламент и Евросовет достигли соглашения по этим предложениям в феврале 2014 года, и уже в апреле Европарламент принял соответствующую Директиву.

29-го сентября 2014 года Евросовет утвердил Директиву по раскрытию нефинансовой информации и информации о разнообразии3 крупными компаниями и группами (Directive on disclosure of non-financial and diversity information by large companies and groups). Эти данные должны раскрываться в отчетах менеджмента.

3 Под разнообразием (diversity) здесь понимается политика компании в отношении возрастных, гендерных, профессиональных и образовательных вопросов.

Страны – члены ЕС получили два года на имплементацию требований этой Директивы в национальные законодательства.

Сфера действия Директивы – отчетность крупных компаний, имеющих значение для всего общества (large public-interest entities), в которых трудится более 500 работников. Малые предприятия под требования представления дополнительной отчетности не попадают.

По оценкам экспертов, в настоящее время в зоне повышения планки раскрытий находится около 6000 европейских предприятий.

Учитывая вышеизложенное, многим доморощенным популистам, галдящим о необходимости радикального "упрощения-сокращения" отчетности и тут же призывающим к скорейшей интеграции в ЕС, нужно как-то определиться: либо "упрощенчество", либо "европеизация". Ведь всякого рода "упрощения" и "сокращения" не только облегчают ведение бизнеса, но имеют и обратную сторону – снижение прозрачности и подотчетности.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО